Атом в искусстве

Атом в искусстве

Атомная отрасль — неотъемлемая часть мировой культуры. Литература, скульптура, живопись и даже музыка творчески осваивают тему уже больше века. Мы вспомнили некоторые произведения искусства, которые отражают очень разное восприятие темы.

Роман «Освобождённый мир» Герберта Уэллса (Великобритания, 1914)

В 1913 году Герберт Уэллс был уже состоявшимся писателем: его бестселлеры («Война миров», «Человек-невидимка», «Машина времени» и пр) уже написаны. И вот в 1913 году Герберт Уэллс пишет роман «Освобождённый мир», в котором предсказал, что человечество овладеет силой атома и даже создаст транспорт с атомным двигателем и ядерное оружие. Правда, атомные бомбы Уэллса были не мощнее обычных, но взрывались долго, порождая «пылающий непрерывный взрыв».

Писатель прочитал работы передовых физиков Резерфорда, Рамсея и Содди и написал утопию. Уэллс предположил, что с атомным оружием в руках человечество будет обречено либо вернуться к истокам в «сельскохозяйственное варварство», либо принять достижения науки как основы нового общественного порядка. В итоге после ядерного конфликта, разразившегося в середине 1950-ых, на планете появилось Мировое правительство и установился идеальный миропорядок…

Примечательно, что книга вышла в 1914, до начала Первой Мировой, которая показала, как быстро «цивилизованные» люди могут терять человеческое в себе. И уж тем более ничто не предвещало ни бомбардировки 1945 года, ни Карибский кризис 1962 года.

Купальник «Atome» Жака Эйма (Франция, 1946)

«Атом — самый маленький купальник в мире!» — такой рекламный лозунг видели в небе отдыхающие над Лазурным берегом в 1946 году. Для рекламы своего нового творения дизайнер Жак Эйм нанял небольшой самолёт. Это тот самый Эйм, который ещё в 1932 году придумал купальник, приоткрывающий часть тела под грудью, как бы оголяя диафрагму, а потом и вовсе решился разделить верхнюю и нижнюю часть женского купального костюма. И вот после войны, впечатлённый достижениями физики, он выпустил новую модель, самую откровенную из того, что делал, и назвал её в честь атома — мельчайшей частицы всего. Но… почти сразу над тем же Лазурным появился другой самолёт с лозунгом: «Бикини — это купальник, который меньше, чем самый маленький купальный костюм в мире!» Автором бикини был другой французский дизайнер — Луи Реар. Для дефиле в Париже он не смог найти модель, все просто отказывались выходить почти обнажёнными, пришлось нанимать танцовщицу стриптиза! Но как показала история, именно его модель стала именем нарицательным всех раздельных купальников. А «Атом», став классикой, сегодня известен не многим. Зато слово «бикини» навечно связано не только с купальником, но и с военным атомом.

Фото позаимствованы отсюда.

Атомиум (Бельгия, 1958)

С 1958 года Брюссель — это не только Писающий мальчик и Рыночная площадь с ратушей, но и Атомиум. Без сомнения, это самое нестандартное здание Брюсселя и всей Бельгии. Он построен специально для Всемирной выставки. Конструкция состоит из 9 сфер, соединённых 20 трубами, и по задумке автора (Андре Ватеркейн), изображает фрагмент кристаллической решётки железа. В целом же 102-метровое здание задумано как символ мирного атома и наступления атомного века. В 6 из 9 сфер можно попасть, там выставки и ресторан, а в трубах находятся эскалаторы, лестницы и коридоры.

Х/ф «Девять дней одного года» (СССР, 1962)

«Я с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева. Жизнь этого учёного-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он — человек сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать — человек новой советской формации», — так актёр Алексей Баталов вспоминал своего героя из фильма «Девять дней одного года». Эта картина прекрасно запечатлела время, когда вера в прогресс была сильнее страхов и чувства самосохранения, а будущее виделось оптимистичным и разумным.

Конечно, есть и другие фильмы об освоении атома, например «Выбор цели», где Игоря Курчатова сыграл Сергей Бондарчук, но всё же Михаилу Ромму удалось избежать излишней идеологизированности и показать мысли и чувства тысяч рядовых учёных.

Человек-паук и Халк (США, 1962)

В России комиксы популярны намного меньше, чем в США. Если вы смотрели сериал «Теория большого взрыва», то понимаете, насколько огромен и значим этот пласт культуры для американцев. Поэтому нам трудно признать, что мало кто сделал так много для борьбы со страхами перед радиацией, как Стэн Ли и его соавторы из «Marvel Comics». Ведь самые популярные в мире супергерои — Человек-паук и Халк — получили свои сверхспособности именно благодаря радиации. Одного укусил радиоактивный паук, а другой получил огромную дозу радиации во время экспериментального взрыва гамма-бомбы. И в результате обычные люди стали супергероями, а сама радиация для десятков миллионов подростков перестала быть синонимом смерти.

Шелкография на холсте «Атомная бомба» Энди Уорхолла (США, 1965)

В 1965 году, к 20-летней годовщине американской бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, скандально известный Энди Уорхол создал полотно «Атомная бомба», которое является частью серии «Смерть и катастрофа» (60-начало 70-х годов). Художник использовал трафарет, повторив ядерный гриб 28 раз. Причём каждое следующее изображение темнее предыдущего, красный цвет постепенно уступает место чёрному. Для Уорхолла приём повтора — это способ «обесценить» сам изображаемый предмет из реальности и повысить значимость именно изображения. Поэтому «Атомную бомбу» можно трактовать как банальность глобальной катастрофы: страшна смерть отдельных людей, а когда погибнет все и всё, уже ничто не имеет значения.

Источник фото здесь.

Скульптура «Ядерная энергия» (Чикаго, 1967)

Наверное, странно было бы никак не увековечить место, где состоялась первая в истории человечества самоподдерживающаяся ядерная цепная реакция на «Чикагской поленнице-1», знаменитом реакторе Энрико Ферми. Американцы решили сделать мемориал к 25-годовщине эксперимента.

Памятник был заказан британскому скульптору-модернисту Генри Муру, который позднее писал, что хотел передать двойственный характер ядерной энергии: верхняя часть бронзовой скульптуры похожа на гриб от взрыва или череп, а нижняя — на храм, защищающий людей. Скульптура находится на территории Чикагского университета, на том месте, где когда-то стоял стадион, под которым и пряталась секретная лаборатория Ферми.

Кинетическая скульптура «Атом» Вячеслава Колейчука (Москва, 1967)

В том же 1967 году в СССР отмечали 50-летие Октября. И перед Курчатовским институтом была установлена 13-метровая кинетическая скульптура «Атом», её автор был 26-летний Вячеслав Колейчук. Он использовал собственную технологию создания самонапряжённых конструкций. Подвешенная сфера приводилась в движение ветром, а в качестве фона звучала ныне утраченная композиция Льва Термена. Как ни странно, но и сама скульптура утрачена. В 2018 году перед смертью сам Вячеслав Колейчук участвовал в воссоздании скульптуры в музее современного искусства «Гараж». Партнёром проекта выступила Госкорпорация «Росатом».

Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (США, 1968)

В нашей подборке это, пожалуй, самый странный пункт, ведь в этой книге атом (точнее — радиация) не главная тема. Филип Дик не стал рисовать ужасы войны, а заглянул дальше и описал мир после глобального ядерного конфликта. На Земле радиация почти уничтожила всё живое, уцелевшие люди переселились на другие планеты, а дома остались те, кто уже заражён и не должен нести мутировавшие гены в новый мир. По сути, этот роман поставил острые этические вопросы о человечности и насилии, милосердии и массовом сознании. А если вы смотрели легендарный фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», то знайте: сценарий существенно отличается от книги.

Мозаичное панно «Кузнецы современности» (Киев, 1974)

Кто из нас не видел мозаичные панно, следы второй волны советского модернизма 1960-70-х годов?! Они и на фасадах, и в интерьерах; одни банальны, другие — настоящие произведения искусства. Чаще всего такие работы говорили о достижениях науки и техники, в том числе мирном атоме.

Из десятков «атомных» панно мы выбрали «Кузнецы современности» на стене проходной Института ядерных исследований НАН Украины в Киеве. Это труд блестящего творческого союза Галины Зубченко и Григория Пришедько, который в 1963-1965 гг. был учеником всемирно известного мексиканского монументалиста Диего Риверы.

Источник фото тут.

Граффити «Водолей» (Франция, 2005)

Градирни — излюбленные объекты уличных художников. В интернете вы, наверняка, видели градирни, покрытые граффити перед Чемпионатом мира по футболу в ЮАР. Но ориентиром для всех служит АЭС Круа: в 2005 году на одной из градирен там появилось граффити «Водолей», символизирующее гармонию воды и воздуха и экологичность АЭС. Гигантский рисунок был создан 9 альпинистами под руководством художника Жан-Мари Пьера. Работа заняла 8 тысяч рабочих часов, было использовано более 4 тысяч литров краски. Изящная задумка с нарисованными облаками, переходящими в настоящий пар из градирни, и сегодня привлекают туристов.

Источник фото здесь.

«A Thousand Suns» группы Linkin Park (США, 2010)

«Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего…» — эту строку из Бхагаватгиты вспомнил Роберт Оппенгеймер, отец атомной бомбы, увидев мощь своего детища на полигоне в Аламогордо 16 июля 1945 года. Музыкантам понравилась эта деталь, поэтому альбом так и называется «Тысяча солнц».

Это четвёртый студийный всемирной известной рок-группы. Он посвящён человеческим страхам, в частности — ядерной войне. В интервью телеканалу MTV лидер группы Майк Шинода сказал: «На этой записи концепцией является взаимодействие людей с техникой. Человеческие страхи — если что-то случится с миром — музыка может смягчить». Удалось ли рок-музыкантам смягчить ваши страхи?

Поп-арт работы Такаси Мураками (Япония)

Ядерная травма 1945 года переживается японцами до сих пор. Яркое тому доказательство — творчество самого успешного и известного из ныне живущих японских художников Такаси Мураками. Он родился в городе Кокура, на который и планировалось обрушить всю мощь «Толстяка», но из-за плохой видимости бомбу сбросили на Нагасаки. Мысли о том, что его родители могли погибнуть и сам он мог и не родиться, постоянно преследуют Мураками. Чтобы жить с этим страхом, художник трансформировал страшные образы ядерных грибов в весёлые грибочки с глазками или танцующие облака-грибочки. И этот важный сквозной образ объединяет десятки его работ. Но, пожалуй, главный «ядерный герой» Такаси — это Тайм Бокан, скелет в форме ядерного облака. Скелеты вообще очень часто встречаются в работах мастера, но порой даже не сразу понимаешь, что это скелеты: так органично они перемешаны с цветами или другими орнаментами.

В 2017 году в Москве состоялась выставка работ Такаси Мураками. Благодаря этому появился путеводитель по его творчеству на русском языке (вот здесь тоже любопытный материал).