«Язык Эйнштейна» в Челябинске объединил Европу и Азию
Челябинск
30 июня

«Язык Эйнштейна» в Челябинске объединил Европу и Азию

Первый летний выпуск устного научно-популярного журнала «Язык Эйнштейна» прошёл 29 июня в Челябинске. Мероприятие организовано Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) при поддержке медиахолдинга «GranadaPress».

Устный журнал «Язык Эйнштейна» – проект сети ИЦАЭ для тех, кто хочет быть в курсе последних научных новостей и событий в мире. Это живые новости от учёных и экспертов в формате научного ток-шоу в стиле «Прожекторперисхилтон».

Формат, объединяющий офлайн и онлайн одновременно, прижился в Челябинске. За тем, как эксперты обсуждают новости науки в камерной атмосфере на кухне ИЦАЭ, зрители теперь наблюдают на огромном девятиметровом экране в кинозале центра. Спикеры и участники, находясь в одном помещении, в ходе ток-шоу не видят друг друга вживую, однако до и после мероприятия всё же общаются в режиме реального времени. В этот раз участниками ток-шоу в оффлайн формате стали гости из ОТИ НИЯУ МИФИ Озёрска, а к онлайн-трансляции впервые присоединились сотрудники редакции газеты «Златоустовский рабочий» из Златоуста. Таким образом, в мероприятии участвовали одновременно Азия и Европа.

О китайском «искусственном солнце» рассказал физик, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории сенсорики НОЦ «Цифровая индустрия», доцент кафедры оптоинформатики Института естественных и точных наук Южно-уральского государственного университета (ЮУрГУ) Александр Герасимов: «В одном из прошлых выпусков мы уже обсуждали новость о том, как британские и корейские учёные умудрились удерживать плазму при температуре 100 млн градусов в течение восьми и двадцати секунд соответственно. Сегодняшняя новость говорит нам, что китайские инженеры смогли удерживать плазму при 120 млн градусов в течение 101 секунды, то есть в пять раз превзошли предыдущий рекорд. Их глобальная цель – 1000 секунд».

В попытках сблизить положительно заряженные протоны возникает кулоновский барьер, когда одинаковые частицы отталкиваются, поэтому учёные, по словам Александра, научились приближать эти частицы на такое расстояние, при котором начинают действовать краткодействующие силы ядерного притяжения – пограничное расстояние, на котором силы отталкивания равны силам притяжения. Его и нужно преодолеть.

«Разогревание плазмы до высоких температур способствует тому, что повышается вероятность самопроизвольного прохождения частиц и при выделении большого количества кинетической энергии повышается вероятность, что два одинаковых ядра приблизятся меньше, чем на расстояние кулоновского барьера. Так вот, при 120 – 150 млн градусах эта вероятность становится больше, чем та, которую затратили на создание этих условий. И в этом знании заключается надежда последних 75 лет, что мы научимся зажигать звёзды», – объяснил эксперт.

Исследования в области использования молекулярных сборок для обнаружения инопланетной жизни прокомментировала биолог, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией молекулярно-клеточной радиобиологии Уральского научно-практического центра радиационной медицины ФМБА России, доцент биологического факультета Челябинского государственного университета Евгения Блинова: «Прежде чем понять, как жизнь искать, нужно понять, что такое жизнь вообще. Вспомним школьные определения из биологии про «способ существования белковых тел», обязательным условием для которых является обмен веществ. Из физики – «про материю, которая преобразует всю энергию и хаос вокруг, структурируя это». Что же объединяет всё это и молекулярную сборку? В случаях земной жизни, её основой является углерод, во внеземной – основу может закладывать кремний. Так вот учёные, которые занимались этим экспериментом, нашли способ определять жизнь вне зависимости от того, что является её основой».

О том, как в Томске создадут первый линейный ускоритель частиц для лечения рака, рассказала пресс-секретарь Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ЮУрГУ Лия Захарова: «Дело в том, что всё новое – это очень хорошо забытое старое. Сами по себе бетатроны – не новость. Один из методов лечения онкологический заболевания – лучевая терапия. Бетатрон – это аппарат, который воздействует с помощью электронов. Исходя из новости, им можно будет пользоваться прямо во время операции, то есть, скорее всего, он будет каким-то портативным», – пояснила Лия.

По её словам, бетатроны существовали давно, но тогда у них была очень узкая специфика, и их можно было использовать на ограниченное количество опухолей: например, молочная железа и какие-либо опухоли в головном мозге. «Если в этот раз специалистам удастся расширить спектр возможностей прибора, – это будет большой шаг в медицине», – убеждена эксперт.  

Модератором устного журнала по традиции выступил победитель Лиги чемпионов игры «Мозгобойня», член Союза журналистов России Рифат Абдрашитов.

Полная версия трансляции будет доступна в группе ИЦАЭ Челябинска Vkontakte по ссылке: https://vk.com/icae74