Энергия науки в Новосибирске: книжные революции, феминитивы и покорители Марса
Новосибирск
14 декабря

Энергия науки в Новосибирске: книжные революции, феминитивы и покорители Марса


Лекции журналиста, литературного критика и шеф-редактора сервиса аудиокниг по подписке «Storytel» Константина Мильчина прошли 10 и 12 декабря в Новосибирске в рамках научно-просветительского проекта «Энергия науки» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).

Первая лекция называлась «Книги — 2020. Чтение и сочинение, что поменялось» и была посвящена революциям в книжном мире и различным форматам чтения. Бояться очередной революции в книжном мире не стоит, уверен Константин Мильчин: как сейчас многие опасаются наступления электронных и аудиокниг, так раньше когда-то многие считали, что печатные книги «от лукавого».

«В мире книг было три революции — сейчас грядет четвёртая, и это важный переходный этап для книжной культуры. Если ранее считалось, что все книги есть в Александрийской библиотеке, то сейчас интернет становится такой библиотекой, где можно найти практически всё», — рассказал Мильчин.

 Он высказал уверенность, что расширение форматов чтения, конечно, будет иметь последствия. В числе позитивных — возможность продвижения неизвестных авторов, демократизация и упрощение книгоиздательского бизнеса, увеличение каналов рекламы для печатных книг: кто-то, прослушав аудиокнигу, приобретет печатную версию. В то же время есть и отрицательные моменты — так, например, если раньше при подготовке к сочинению школьник хотя бы брал несколько томов «Войны и мира» и пролистывал их, то сейчас ему достаточно кликнуть кнопкой мыши, чтобы найти нужный отрывок — листать страницы, а значит, иметь хотя бы общее представление о книге, не требуется.

На лекции в книжном магазине «Перемен» Константин Мильчин рассказал о десяти, на его взгляд, лучших книгах, изданных в 2020 году. 

Критик особенно отметил новый роман Михаила Елизарова «Земля». На первый взгляд эта книга о похоронной индустрии, смерти или отношению к смерти, но на самом деле, по мнению эксперта, она о символах и знаках, о том, что мы везде хотим найти какие-то знаки и надеемся, что нам их кто-то посылает. Одним из ключевых артефактов произведения являются часы, которые нужно было заводить главному герою, иначе случится что-то ужасное. «А что случилось или не случилось, когда эти часы разбились, лучше прочитать самим», – посоветовал зрителям лектор. Также Константин обратил внимание на интересные и сложные диалоги между героями, которые являются фирменным знаком писателя.

Описывая книгу Салли Руни «Нормальные люди» о непростой судьбе молодой пары и роман Нины Стиббе «Человек у руля» о разведённой героине с двумя детьми, переехавшей в маленькую деревню, Константин Мильчин поделился мнением о современной прозе: «Не может быть литературы о счастливых людях, потому что от этого тошнит. Герои должны быть несчастны, и только об этом мы хотим читать».

Особое внимание литкритик уделил научно-популярной книге Ирины Фуфаевой «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция». Тема весьма актуальная, вызывающая много споров, и в своей работе Фуфаева подробно разбирает, как на разных этапах русского языка функционировали феминитивы и что они обозначали. Например, суффикс «ша» мог говорить не только о том, кем работает супруг – «почтальонша», но и кем работает сама женщина, о роде её занятий – «амбассадорша».

 «Мой любимый пример, который приводится в книге из словаря Даля, – писея, что означает мастерица резво писать. И это слово мне нравится больше, чем блогерка, блогерша и так далее», — отметил Мильчин.

Помимо названных книг, он посоветовал к прочтению и другие новинки этого года: «Авионеры» Марины Ясинской, «Земля случайных чисел» Татьяны Замировской, «1794» Никласа Натт-о-Дага, «Против зерна» Джеймса Скотта, «Пиранези» Сюзанны Кларк и «Американская грязь» Джанин Камминс.

Завершающей стала необычная лекция «Полёты на Марс: от Античности и до 1930-х», на которой зрители узнали о малоизвестных литературных произведениях о Марсе, его обитателях и покорителях.

Одно из первых описаний космического полёта появилось в рыцарской поэме итальянского писателя Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» или «Неистовый Орландо», публиковавшейся в 1516-1532 гг.  В ней рыцарь Астольф летит на Луну с помощью колесницы пророка Илии, чтобы найти там разум Роланда, потерянный из-за любви к язычнице Анджелике. Он попадает в долину, где хранится все, когда-либо потерянное людьми, включая красоту, славу, обеты, бездарно проведенное время и тому подобные невещественные предметы.

Не обошлось и без упоминания полёта на Луну, Марс и Юпитер известного литературного персонажа – барона Мюнхгаузена. В книге Генриха Теодора Людвига Шнорра «Дополнение к удивительным путешествиям на суше и на море и весёлым приключениям барона фон Мюнхгаузена, о которых он имеет обыкновение рассказывать за бутылкой вина в кругу своих друзей» бравый барон летит в космос на лейбстраусе – мифическом существе, которое «как страус, только больше и сильнее». На Марсе Мюнхгаузен встречает не очень приятных людей, лишается страуса и на душе своего слуги отправляется на Юпитер.  Заканчивается история тем, что он падает с Юпитера на Землю.

Начало марсофобии и страха перед нашествием инопланетных захватчиков положило произведение фантаста Герберта Уэллс «Война миров», написанное в 1897 году. В ней автор описал, как марсиане захватывают и почти разрушают Лондон, а люди спаслись только благодаря случайности.

«Тут возникает вопрос, а кто нас спасет от марсианского ига? И этим героем оказывается Илон Маск своего времени – Томас Эдисон», – рассказал Мильчин.  В конце 19-го века появился целый цикл книг — «Эдисониада» – выдуманные приключения, в которых изобретатель решает различные проблемы в разных частях земного шара. Самой большой популярностью пользовалось «Эдисоновское завоевание Марса» автора Гарретта Сервисса, где Эдисон и другие видные учёные того времени летят на Красную планету и побеждают марсиан.   

Отвечая на вопросы зрителей, Константин Мильчин отметил: «Очень интересен момент, когда литература и наука взаимодействую друг с другом. Писатели подкидывают идею учёным, научные открытия дают вдохновение для творчества – и так до бесконечности. Литературное осмысление также важно, как и научное».

«Энергия науки» – проект, созданный сетью Информационных центров по атомной энергии, чтобы познакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями, и сформировать у аудитории широкую картину современной научной жизни.