Школьники из атомклассов представили свои проекты на юбилейных «Курчатовских чтениях»
Екатеринбург
19 марта

Школьники из атомклассов представили свои проекты на юбилейных «Курчатовских чтениях»

Финал конкурса учебно-исследовательских проектов «Курчатовские чтения» состоялся 18 марта в Екатеринбурге. Учащиеся Сети атомклассов из Заречного, Новоуральска, Лесного, Снежинска и Озёрска представили проекты, над которыми работали в течение месяца. А уральские учёные прочитали школьникам научно-популярные лекции про историю, химию и атомную энергетику. Конкурс организовали Белоярская АЭС, Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга, проект «Школа Росатома» и Уральский федеральный университет (УрФУ).

Открыл юбилейные 20-е чтения Андрей Тучков, заместитель главного инженера по
производственно-техническому обеспечению и качеству Белоярской АЭС. Затем
начались лекции учёных и экспертов. Сначала преподаватель истории, научный
руководитель «Курчатовских чтений», руководитель проекта «Атом МЕДИА Заречный»
Ольга Воробьёва рассказала об Игоре Курчатове, основоположнике атомной отрасли
в Советском Союзе. Школьники узнали, как в середине 1950-х он возглавил разработку
программы развития атомной энергетики. В ней предусматривалось широкое
использование атомной энергии для народнохозяйственных целей.

Далее физик и старший преподаватель кафедры тепловых электрических станций
УрФУ Александра Вальцева рассказала о техногенных катастрофах. На примерах
Бхопальской катастрофы и аварии на Саяно-Шушенской ГЭС школьники узнали, что
причинами крупных техногенных бедствий зачастую становятся обычная случайность
или халатность. А автор блога «Химия — Просто», ведущий инженер Физико-
технологического института УрФУ Александр Иванов объяснил, как сейчас учёные
открывают новые элементы. Например, школьники узнали о том, что числа нейтронов
или протонов, соответствующие заполненным оболочкам, называют магическими
числами.

Затем историк и научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов в
гуманитарных исследованиях УГИ УрФУ Антон Кочнев рассказал школьникам, как
воспринимать информацию объективно и заниматься научными исследованиями. По
словам спикера, нужно всегда оценивать получаемую информацию на достоверность.
При этом важно быть внимательным, чтобы не попасть в когнитивные ловушки.
Например, чаще всего мы сталкиваемся с «эффектом выжившего» и «эффектом
Форера».

Тренер по публичным выступлениям Андрей Сувороков прочитал лекцию о том, как
побороть страх и волнение перед выступлением на публике. Школьники узнали, что
волнение перед публичным выступлением — не страшно, а часто очень полезно.
Вместе они сделали несколько упражнений, чтобы подготовиться к презентациям
своих проектов.

Победителями конкурса учебно-исследовательских проектов «Курчатовские чтения»
стали школьники из Заречного. Команда каталогизировала объекты промышленного
туризма в атомных городах, а затем создала онлайн-карту. На ней представлены
исторические факты о населенных пунктах, прикреплены фото музеев, выставок.
Также проект помогает быстро изучить интересующее атомное предприятие.
Второе место заняла команда из Озёрска, которая работала над проектом в области
искусственного интеллекта. Школьники создавали приложение-прототип
информационной системы. На основе методов машинного обучения оно определяет,
является ли введённый текст сообщением о ЧС.

На третьем месте — сборная команда из Новоуральска. Ребята работали над
проектом по теме будущего электрического транспорта. Они сделали расчёты и выяснили, что в их городе целесообразно запускать общественный электротранспорт.
А ещё расписали этапы работы по созданию новой городской инфраструктуры.
В рамках конкурса также представили свои проекты школьники из Лесного и
Снежинска. Ребята из Лесного работали над экологическим проектом «Чистый
атомград». Они сделали в телеграме чат-бот «Умный волонтёр», который должен
помочь горожанам начать сортировать мусор. Ребята из Снежинска работали над
проектом в области мобильных источников энергии. Они изучили информацию о
плавучих атомных электростанциях, а затем разработали информационный плакат о
преимуществах малых АЭС.