Школьники из атомклассов представили свои проекты на юбилейных «Курчатовских чтениях»
Екатеринбург
19 марта

Школьники из атомклассов представили свои проекты на юбилейных «Курчатовских чтениях»

Финал конкурса учебно-исследовательских проектов «Курчатовские чтения» состоялся 18 марта в Екатеринбурге. Учащиеся Сети атомклассов из Заречного, Новоуральска, Лесного, Снежинска и Озёрска представили проекты, над которыми работали в течение месяца. А уральские учёные прочитали школьникам научно-популярные лекции про историю, химию и атомную энергетику. Конкурс организовали Белоярская АЭС, Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга, проект «Школа Росатома» и Уральский федеральный университет (УрФУ).

Открыл юбилейные 20-е чтения Андрей Тучков, заместитель главного инженера по производственно-техническому обеспечению и качеству Белоярской АЭС. Затем начались лекции учёных и экспертов. Сначала преподаватель истории, научный руководитель «Курчатовских чтений», руководитель проекта «Атом МЕДИА Заречный» Ольга Воробьёва рассказала об Игоре Курчатове, основоположнике атомной отрасли в Советском Союзе. Школьники узнали, как в середине 1950-х он возглавил разработку программы развития атомной энергетики. В ней предусматривалось широкое использование атомной энергии для народнохозяйственных целей.

Далее физик и старший преподаватель кафедры тепловых электрических станций УрФУ Александра Вальцева рассказала о техногенных катастрофах. На примерах Бхопальской катастрофы и аварии на Саяно-Шушенской ГЭС школьники узнали, что причинами крупных техногенных бедствий зачастую становятся обычная случайность или халатность. А автор блога «Химия — Просто», ведущий инженер Физико-технологического института УрФУ Александр Иванов объяснил, как сейчас учёные открывают новые элементы. Например, школьники узнали о том, что числа нейтронов или протонов, соответствующие заполненным оболочкам, называют магическими числами.

Затем историк и научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УГИ УрФУ Антон Кочнев рассказал школьникам, как воспринимать информацию объективно и заниматься научными исследованиями. По словам спикера, нужно всегда оценивать получаемую информацию на достоверность. При этом важно быть внимательным, чтобы не попасть в когнитивные ловушки. Например, чаще всего мы сталкиваемся с «эффектом выжившего» и «эффектом Форера».

Тренер по публичным выступлениям Андрей Сувороков прочитал лекцию о том, как побороть страх и волнение перед выступлением на публике. Школьники узнали, что волнение перед публичным выступлением — не страшно, а часто очень полезно. Вместе они сделали несколько упражнений, чтобы подготовиться к презентациям своих проектов.

Победителями конкурса учебно-исследовательских проектов «Курчатовские чтения» стали школьники из Заречного. Команда каталогизировала объекты промышленного туризма в атомных городах, а затем создала онлайн-карту. На ней представлены исторические факты о населенных пунктах, прикреплены фото музеев, выставок. Также проект помогает быстро изучить интересующее атомное предприятие.

Второе место заняла команда из Озёрска, которая работала над проектом в области искусственного интеллекта. Школьники создавали приложение-прототип информационной системы. На основе методов машинного обучения оно определяет, является ли введённый текст сообщением о ЧС.

На третьем месте — сборная команда из Новоуральска. Ребята работали над проектом по теме будущего электрического транспорта. Они сделали расчёты и выяснили, что в их городе целесообразно запускать общественный электротранспорт. А ещё расписали этапы работы по созданию новой городской инфраструктуры.

В рамках конкурса также представили свои проекты школьники из Лесного и Снежинска. Ребята из Лесного работали над экологическим проектом «Чистый атомград». Они сделали в телеграме чат-бот «Умный волонтёр», который должен помочь горожанам начать сортировать мусор. Ребята из Снежинска работали над проектом в области мобильных источников энергии. Они изучили информацию о плавучих атомных электростанциях, а затем разработали информационный плакат о преимуществах малых АЭС.