ЧУЖОЙ ВНУТРИ НАС. Разговор о раке
24 июля

ЧУЖОЙ ВНУТРИ НАС. Разговор о раке

22 июля сеть ИЦАЭ провела Public talk об иммунотерапии рака. Экспертом стала Мария Кондратова, исследователь из Института Кюри (Париж, Франция), одного из крупнейших в Европе научных центров изучения онкозаболеваний. Мария - автор книги «Кривое зеркало жизни. Главные мифы о раке, и что современная наука думает о них», вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн».

ОБМАНИ ИММУНИТЕТ

Наша иммунная система ориентирована на то, чтобы уничтожать все чужеродные клетки, к числу которых относятся не только вирусы или бактерии, но и мутировавшие клетки самого организма (в процессе деления клеток в ДНК возникают ошибки, или мутации; если мутаций много или они затрагивают жизненно важные гены, то клетка перестаёт слушать команды организма, это и есть раковые клетки). Мутировавшие клетки постоянно появляются, но до какого-то момента иммунная система их обнаруживает и уничтожает. Однако через время (а это годы и даже десятилетия) рак обманывает иммунитет.

«Опухоль синтезирует много веществ, которые успокаивают иммунную систему. Один из выдающихся иммунологов Андрей Лучник сказал, что опухоль – это незаживающая рана. Очень точная метафора, обозначающая, как опухоль воспринимается нашим организмом: по сути, она паразит, который должен быть уничтожен, но раковые клетки посылают такие биохимические сигналы, что организм воспринимает опухоль как рану и, наоборот, даёт ей дополнительное питание, чтобы ускорить заживление», — пояснила Мария.

Иммунная система включает две подсистемы: врождённый иммунитет (более быстрый, но менее точный) и приобретённый (более точный, специфически избирательный, но медленный). Опухоль обманывает обе подсистемы. На клетки врождённого иммунитет она действует главным образом через специальные растворимые молекулы цитокины, т.е. посылает сигнал «Успокойтесь! Врага нет, это рана».  На клетки приобретённого иммунитета опухоль действует напрямую, через контрольные точки иммунитета. За открытие этих контрольных точек и основанные на этом способы иммунотерапии рака американец Джеймс Аллисон и японец Тасуку Хондзё в 2018 году получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

НАЙДИ ТОЧКУ И ОТКЛЮЧИ ТОРМОЗ

Основные бойцы иммунитета против вирусов или опухолей – это Т-клетки, или Т-киллеры. Они распознают фрагменты чужеродных белков, которые называются антигенами. Работа Т-клеток построена на балансе сигналов активации и дезактивации (ингибирования). Это означает, что есть две группы рецепторов: первые ищут враждебные антигены и активируют Т-киллера (педаль газа), вторые  должны вовремя остановить атаку иммунитета, чтобы не навредить своему же организму (педали тормоза). Педали тормоза не работают, например, в случае аутоиммунных заболеваний.

Первичная активация, или прайминг, проходит при взаимодействии Т-киллера и дендритной клетки (это специальный тип клеток иммунной системы, которая хранит на своей поверхности антигены, т.е. служит банком данных). Этот процесс иногда сравнивают с обучением: Т-клетка запоминает, кто враг. За это отвечает рецептор TCR.

У «педали тормоза» 2 рецептора: CTLA-4 и PD-1, т.е. когда они сталкиваются с веществами из своей памяти, то Т-клетка отключается (ингибируется).  У учёных родилась идея: а что если заблокировать ингибирующие сигналы? Оказалось, что в этом случае Т-клетки становятся более активными и начинают бороться с опухолью. Эффект ещё сильнее, если отключить оба рецептора. Это и есть иммунотерапия: врачи пытаются повлиять не на опухоль, а на иммунитет, чтобы он начал опознавать опухоль и бороться с ней.

«При некоторых разновидностях рака, которые ранее считались неизлечимыми, результаты такой иммунной терапии позволяют добиться высокого уровня выздоровления – до 50%. Звучит не так впечатляюще, как 90%, но 50% нужно сравнивать не со 100%, а с 0%, т.е. до половины из тех, кто раньше был обречён, выздоравливают. Эффективность этого метода уже доказана при лечении меланом и рака лёгких, но проводится много исследований и для других типов рака. Уже зарегистрированы и одобрены к применению несколько препаратов», — отметила Мария Кондратова.

НЕ РАК, А РАКИ

Привычное нам слово «рак» обозначает более сотни очень разных заболеваний, поэтому оно серьёзным образом упрощает реальную картину. Например, когда говорят о раке груди или лёгких, можно подумать, что речь об одном заболевании, которое поразило разные органы. Но на самом деле, это очень разные болезни. Более того, у каждого из них есть минимум 4 подтипа, которые отличаются друг от друга и – что самое главное – требуют разных подходов к лечению. Иммунотерапия – один из них. Она не универсальна и не может заменить другие методы: лучевую, генную или химиотерапию. Во-первых, есть опухоли, в которых немного мутаций, поэтому иммунитету трудно найти раковые клетки. Во-вторых, есть побочные эффекты. В-третьих, лекарства дорогие: «Это высокотехнологичные препараты на основе моноклональных антител, они никогда не будут очень дешёвыми, но со временем себестоимость производства снизится, так всегда происходит. Конечно, они не будут стоить как анальгин, но доступность такой терапии точно станет выше. В России тоже есть фармкомпании, которые работают над созданием своих антител для производства», — добавила Мария.

Тем не менее мы используем одно слово, значит – что-то эти заболевания объединяет. Мария отметила, что разные исследователи выделяют разное количество таких общих признаков, но к основным относятся те, что выделили Дуглас Ханахан и Роберт Вайнберг:

  1. бесконтрольное деление;
  2. способность метастазировать (распространяться в другие ткани организма);
  3. уход от иммунного контроля;
  4. нарушение процесса опоптоза (запрограммированной гибели клеток);
  5. особый тип воспаления;
  6. способность стимулировать рост сосудов и др.

Не все признаки присущи каждой раковой клетке, а некоторые из них характеризуют не только раковые клетки (например, есть и доброкачественные новообразования), поэтому главная и самая серьёзная характеристика злокачественной опухоли – это способность метастазировать. «Долгое время считалось, что метастазы – это почти случайный процесс, т.е. куда раковая клетка попала через кровоток, там и закрепилась. Но исследования показывают, что в процессе метастазирования опухоль в везикулах – таких крошечных пузырьках – синтезирует специальные вещества, которые распространяются по всему организму и формируют метастатические ниши, т.е. как бы готовят почву для появления метастаза, чтобы раковым клеткам было легче закрепиться и начать расти. Именно поэтому разные опухоли дают метастазы в разных органах, за этим стоят тонкие биохимические процессы», — обратила внимание эксперт.

 

Public talk – это проблемное интервью в онлайн-формате. Эфир с Марией Кондратовой стал первым в серии разговоров об онкологии. Сразу в трёх регионах присутствия информационных центов в 2020 году открылись передовые специализированные медицинские центры по борьбе с онкозаболеваниями.