Финалисты конкурса «Большая перемена» научились потреблять осознанно
Ижевск
09 июля

Финалисты конкурса «Большая перемена» научились потреблять осознанно

Что такое осознанное потребление и откуда берётся электричество узнали финалисты Всероссийского конкурса «Большая перемена» на интерактивных занятиях, которые провели для них 7 — 8 июля специалисты Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) в рамках программы Госкорпорации «Росатом».

 Участниками конкурса, который состоялся в Республике Крым на базе Международного детского центра «Артек», стали школьники в возрасте от 10 до 13 лет.

На первом занятии «Где рождается электроэнергия?» школьники узнали, откуда в розетке берётся электричество и какой путь от электростанции оно проходит, разобрались, зачем нужны повышающий и понижающий трансформаторы, что такое Единая национальная энергетическая сеть (ЕНЭС), по какому принципу работает большинство электростанций, какие виды источников энергии существуют, как происходит цепная ядерная реакция и почему человечество развивается в сторону освоения атомной энергии.

Ребята с удовольствием самостоятельно вырабатывали электричество, вращая ручку генератора, к которому можно было подсоединить двигатель с лопастями или небольшую светодиодную лампочку, а заодно узнавали, что практически все электростанции работают за счёт преобразования механической энергии вращения в электрическую энергию.

Поучаствовав в небольшом квизе, школьники также узнали, что из 1 кг урана можно получить 620 тысяч кВт-ч энергии – примерно в 90 тысяч раз больше, чем при сжигании угля, что ветряная и атомная энергетика дают наименьший выброс парниковых газов даже по сравнению с солнечной и гидроэнергетикой, а электростанции, сжигающие уголь и газ, выбрасывают их в атмосферу в сотни раз больше.

При помощи костяшек домино ребята имитировали цепную реакцию деления ядер урана и пытались ей управлять, поскольку на атомных электростанциях происходит именно управляемая цепная реакция.

После участия в занятии у школьников сформировалось базовое представление о том, как производится и передаётся потребителям электроэнергия, и какие преимущества имеет атомная энергетика перед другими способами производства электроэнергии.

Второе интерактивное занятие было посвящено теме «Осознанное потребление». На нём шла речь о Концепции устойчивого развития и актуальных для школьников целях этой концепции, в частности, о цели «ответственное потребление и производство». За полтора часа участники занятия смогли обсудить несколько уровней экологической осознанности и понять, что важнее – переработка отходов или предотвращение их появления. Ребята легко ориентировались в видах вторсырья, поэтому достаточно быстро справились с упражнением по сортировке.

Очень познавательным получилось обсуждение заводов-переработчиков отходов в России, поскольку школьники были из разных регионов нашей страны. В ходе обсуждения выяснилось, что они хорошо ориентируются в этом вопросе. Также ребята разобрались в типах маркировки упаковки и научились на практике определять виды вторсырья.

В конце занятия его участники пришли к выводу, что важнее переработки всё же является предотвращение образования отходов. Этого можно добиться, если вместо одноразовых вещей, например посуды, бутылок, масок, использовать многоразовые. А самое главное, что у ребят родилось несколько идей, как сократить количество отходов в МДЦ «Артек».

«Очень понравилось занятие! Я сама состою в школе в рядах экологических волонтеров, поэтому эта информация была понятна, но было много новых моментов, которые эксперт раскрыла шире. В конце были приятные подарки, которые всегда останутся со мной и будут напоминать об этом занятии!» – поделилась впечатлениями Валерия Парамонова – ученица седьмого класса из Сердобска.

Конкурс «Большая перемена» стал «точкой сборки» для объединения широкого сообщества подростков, образовательных проектов нового формата, ведущих детских центров, работающих в сфере дополнительного образования, ведущих вузов, корпоративных программ для школьников и общественных движений.

На протяжении двух месяцев учащиеся 5 – 7 классов со всей России участвовали в онлайн-играх, проходили профессиональные тестирования на эрудицию, профориентацию и интеллект.

Организаторами конкурса выступили АНО «Россия – страна возможностей», ФГБУ «Роспатриотцентр» и Российское движение школьников. Конкурс реализуется при поддержке Минпросвещения России, Минобрнауки России и Росмолодежи. Партнёрами являются ведущие российские компании и общественные движения.