«Спать нельзя проснуться»: в Новосибирске обсудили фильм «Начало»
Новосибирск
13 июля

«Спать нельзя проснуться»: в Новосибирске обсудили фильм «Начало»

Где заканчивается сновидение и начинается реальность, можно ли заблудиться в лабиринтах сна, в каких глубинах подсознания обитают наши демоны – в «чёрный ящик» сна заглянули участники очередного ток-шоу «Учёные PRO кино», организованного Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска. Мероприятие в онлайн-формате прошло 13 июля и было посвящено научно-фантастическому триллеру Кристофера Нолана «Начало».

«Учёные PRO: кино» – это фирменное ток-шоу сети ИЦАЭ, в ходе которого эксперт и зрители смотрят фрагменты культовых фильмов, мультфильмов, находят ошибки в повествовании и разбираются, как должно быть на самом деле с точки зрения науки.

Связь сна и сознания, возможности управления сознанием человека через сновидение, особенности реальности сна, технологии снов – разобраться в лежащих в основе фильма гипотезах, отделяя научно-достоверные факты от художественного вымысла создателей, помогла Ксения Доронина, невролог и сомнолог клиники «Сибнейромед», преподаватель-исследователь на кафедре неврологии ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России.

Что такое сон, зачем он нужен живым существам и человеку в особенности – с этой темы началось погружение в увлекательный мир нолановского «Начала». Примерно треть своей жизни человек проводит во сне. И это ему жизненно необходимо, так как одна из важнейших задач глубокого сна — это просто удаление из мозга накопившегося мусора.

«Эксперименты, призванные понять, зачем живым существам сон, велись с конца XIX века. В России изучением роли сна занималась Мария Манасеина, врач, один из первопроходцев сомнологии и биохимии. Она проводила эксперименты на новорождённых щенках, не давая им спать. В результате щенки умирали. Вскрытие выявляло у них инфаркт головного мозга, различные повреждения внутренних органов, вызванные бессонницей. Это позволило выдвинуть предположение, что сон необходим как головному мозгу, так и другим органам», — рассказала Ксения Доронина.

Анализируя фильм и происходящие в нем события, учёный отметила, что сон можно рассматривать не только как естественный физиологический процесс. Сон может быть искусственным, вызванным приёмом специальных препаратов, и «осознанным», которым можно управлять, намеренно изменяя сознание. Последнее явление как раз и легло в основу фильма «Начало».

«Можно сказать, что осознанное сновидение – это пограничное состояние между сном и бодрствованием. При осознанном сновидении человек может полностью или частично управлять не только своим поведением, но и окружающим миром; при этом человек понимает, что спит», — отметила Ксения Доронина.

Но бывает и так, что сны не доставляют радость, а превращаются в кошмар, преследующий спящего. Как отметила спикер, кошмары чаще всего являются следствием психотравмы или могут быть симптомом болезни. При этом человек может научиться прекращать кошмар, приобретая навыки осознанного сна или работая с его появлением через причину. Но не стоит забывать, что чаще всего кошмар, как и любой другой сон, – это попытка мозга обработать какую-либо информацию, поэтому не стоит его бояться.

Сюжет триллера строится на миссии по внедрению идеи именно во время сна, так как в состоянии сна защита подсознания снижена и мысли уязвимы. Поэтому именно со спящим человеком и работают герои.

Насколько основа сюжета достоверна с точки зрения науки, действительно ли люди должны опасаться того, что кто-нибудь посторонний может проникнуть в их сны для получения важной информации или внушения опасной идеи через подсознание – этой теме было уделено особое внимание при обсуждении фильма.

Как пояснила Ксения, можно внедрить спящему человеку отвращение к курению. Есть эксперименты, которые это подтверждают, можно внедрить простые условные рефлексы, обучить элементарным действиям. Но эффект этот нестойкий.

«Исследователи, которые работали с испытуемыми по внедрению отвращения к курению, отметили, что, если прекратить воздействие на сознание человека хотя бы на несколько дней, то человек снова начинает курить. Итог такой: внедрить идею можно, но для её поддержания необходимо постоянное воздействие. К тому же стимул должен быть очень чётким, а идея максимально простой, — пояснила Ксения Доронина. — Что касается фильма Нолана, то здесь всё продумано очень тонко, так как, по замыслу режиссёра, главная задача Кобба и его команды заключалась в том, чтобы внушить одному из героев фильма некое чувство к отцу. А это как раз возможно сделать, если продумать эксперимент, хотя, конечно, это негуманно». 

В целом, подводя итог разговора, спикер отметила, что во многом показанное в фильме является художественным вымыслом, но он тонко выстроен на чётком базисе реальности. И весь накрученный на этот базис сюжетный масштаб представляется зрителю очень логичным.