«Созерцай и не придумывай»: в ИЦАЭ Владимира прошла «Ночь искусств»
Владимир
07 ноября

«Созерцай и не придумывай»: в ИЦАЭ Владимира прошла «Ночь искусств»

Цвет, цвет и ещё раз цвет. Как его видят художники и люди, далёкие от искусства? Как правильно работать с цветом и можно ли научиться видеть его по-особенному? Об этом узнали гости Информационного центра по атомной энергии Владимира 3 ноября на «ИЦАЭ OPEN: ночь искусств».

О владимирской школе живописи, русской реалистической школе и особой работе с цветом рассказал художник Михаил Герасимов. Особенность русской реалистической школы заключается в том, что автор работает с натурой, взаимодействует с ней в любое время года и в любом месте. Например, свою картину «Встречай скорую ночь» размером 140 на 100 сантиметров художник писал, находясь в лесу, пытаясь уловить момент, когда солнце вот-вот спрячется за горизонтом.

«Художник находится в пространстве, взаимодействует с окружающими предметами. Для него все предметы – это форма в пространстве, которая имеет цвет и объём. Это немного абстрагируемая форма, для реалиста важно само взаимодействие, диалог, но ему всё равно, что именно писать», — рассказал художник.

На картинах владимирских живописцев чувствуется особенная работа с цветом. Михаил Герасимов предложил гостям объяснить на пальцах, как работают художники и как можно тренироваться видеть цвет по-иному. 

«Поднимите палец и смотрите на него, не сводя взгляда. Палец поменялся, он расплылся, грани поменялись, стали мягче, какие-то цвета усилились, какие-то цвета стали более скромными. Туман привнёс новое ощущение цвета. Вот так смотрят все художники, чьи картины висят в самых знаменитых музеях», — поделился Михаил Герасимов.

Напористость и выразительность цвета – то, что отличает владимирскую школу живописи. В наблюдении за природой, в поиске цвета художники находятся в диалоге с природой, задают вопросы и получают на них ответы.

«В изобразительном искусстве существует много задач, и каждый художник сам выбирает, какие из этих задач решать. И владимирцы больше внимания обращали на те цветовые впечатления, которые они увидели. Мощность, насыщенность и выразительность цвета доведены до максимума, как будто они пишут открытыми красками», — рассказал художник.

Перед лекцией гости центра смогли оценить несколько работ художника и измерить коллективное настроение. Координатор специальных проектов ИЦАЭ, психолог Наталия Фельдман провела для гостей цветовой тест Люшера, который позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Считается, что выбор цвета отражает настроение, а также личностные черты испытуемых. «Тест Люшера адаптирован к российской выборке, но не стоит относиться к любому диагностическому инструменту как к единственному источнику, который вас охарактеризует полностью, ведь любой цвет в разных ситуациях может восприниматься нами полярно. Если я скажу: «Серый день», вы представите себе пасмурную унылую погоду, но серое небо Аустерлица в романе Толстого «Война и мир» — это символ духовного перерождения Андрея Болконского, полной переоценки себя и своего жизненного пути», — рассказала Наталия. «ИЦАЭ OPEN» — еженедельный проект сети ИЦАЭ. Каждый четверг все центры становятся открытыми площадками, на которых посетители могут принять участие в научно-популярных ток-шоу, стать слушателями лекториев, побывать на мастер-классах, сыграть в интеллектуальные игры и пообщаться за чашкой чая.