Связь с луной и культурный код: саратовцы сравнили разные календари
Саратов
14 января

Связь с луной и культурный код: саратовцы сравнили разные календари

Календарные системы прошлого и настоящего обсудили в Саратове на «ИЦАЭ OPEN» в канун старого Нового года. Партнёром проведения Public Talk стала радиостанция «Серебряный дождь».

Когда и где появился первый календарь? Почему в мире так много различных календарей, хотя смысл у всех одинаковый? Какие единицы измерений используются? На эти и другие вопросы ответила эксперт Ольга Рыбалко, кандидат исторических наук, доцент Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

«Любая календарная система основана на движении небесных тел – Луны, Солнца и Земли. В своей основе календари похожи. Слово «месяц» в славянских языках и английском напрямую связано с луной. Существуют лунные календари, солнечные и лунно-солнечные, которые учитывают и год, и месяц, и сутки», — начала рассказ Ольга Рыбалко.

По словам эксперта, главное отличие одного календаря от другого –их смысловое наполнение, поскольку календарь – это не только система времяисчисления, но и перечень дней в году с выделением праздников и памятных дат. «Праздники и памятные даты у всех народов, культур и цивилизаций совершенно разные. Они отражают их уникальность, ценности, идентичность, особенный взгляд на самих себя и на мир вокруг. Любой календарь помимо счёта времени отражает ещё попытку каждого народа и культуры вписать себя в пространство и время», — объяснила Ольга Рыбалко.

Каждая крупная культура и крупная общность начинает отсчёт своего исторического времени с совершенно разных моментов, единой точки летоисчисления не существует. «Например, даже в христианской религии верующие и неверующие люди живут в системе исчисления от Рождества Христова. Древние римляне свою историю отсчитывали от основания Римской империи. Мусульмане точкой отсчёта считают время по Хиджре. Как бы люди ни относились к религии, получается некий культурный код», — пояснила эксперт.

13 января многие отмечают Старый Новый год, потому что 1918 год, когда юлианский календарь сменили на григорианский, с точки зрения истории свежее событие. «Событие людям запомнилось, и в категориальном аппарате появились новые термины: старый и новый стиль. Эту важность подчеркивали специальным образом и в исторической литературе. А жители, много лет жившие по старому стилю, по инерции отмечали Новый год 13 января. Переход на новое летоисчисление сдвинул у православных верующих и Рождество. Раньше оно отмечалось, как и у католиков, 25 декабря», — подчеркнула Ольга Рыбалко.

Зрители узнали, что на Руси смена календарей происходила несколько раз. Первый серьёзный переход, по словам историка, возник принятием юлианского календаря и отказом от языческого.

«Сам юлианский календарь связан с солнечным циклом, земледелием, которое было и так развито в стране. Изменилось сакральное наполнение календаря: у славян-язычников были определённые процессы и явления, за которые «отвечали» местные божества. С приходом новой веры православная церковь старалась наделить иным смыслом крупные события в языческом календаре. Так праздник святых Бориса и Глеба совпал по датам с празднованием всходов новых посевов зерновых культур. И князь Борис, который мало имел отношения к земледелию, стал Хлебным Борисом», — привела пример эксперт.

На вопрос зрителей, о том, могло бы человечество прожить совсем без календарей, Ольга ответила: «Слово «календарь» заимствовано из латинского и переводится как «долговая книжка»: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца. Понедельники, возможно, могли бы отменить, как поётся в известной песне, но в целом человек так устроен. Он исследует новое и пытается подчинить всё, включая природу. Поэтому без календарей мы бы не смогли прожить».

Полную версию эфира можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/icae64?w=wall-100927662_1645