Психолог, маркетолог и физик обсудили проблемы потребления
Ростов-на-Дону
28 февраля

Психолог, маркетолог и физик обсудили проблемы потребления

27 февраля в Донской государственной публичной библиотеке прошло первое в этом году научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы» в офлайн-формате. Организатором мероприятия стал Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Ростова-на-Дону.

Сегодня в процессах потребления участвует подавляющее большинство населения Земли. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всём мире возросли. И именно проблемы потребления обсудили на ток-шоу приглашённые эксперты.

Юлия Лахно, магистр психологии, кандидат экономических наук, специалист по обучению и развитию персонала ООО «Смарт-Энерго», рассказала об обществе потребления и его характерных чертах, а также о том, почему люди покупают всё больше и больше.

Общество потребления — это современный этап развития общества, при котором человек может одним кликом купить продукты и вещи быстро и в большом количестве, не выходя из дома, при этом покупки будут доставлены в кратчайшие сроки. Эксперт отметила, что в обществе потребления главную роль играют крупные торговые центры и супермаркеты, а покупки и посещение торговых центров являются популярной формой досуга.

«Многие из этих покупок затем отправляются на свалку, не будучи в полной мере использованными. Покупая новые вещи, продукты в красивых упаковках, современный человек делает это зачастую неосознанно, поддавшись эмоциям, модным тенденциям, стереотипам. В экономически развитых обществах инфраструктура помогает человеку потреблять больше, чтобы жить лучше, быть более счастливым. Однако зачастую, покупая больше и больше человек не становится таким счастливым, каким бы он хотел быть. К сожалению, большое количество покупок не удовлетворяет такие глубинные потребности, как например, потребность в близости», — объяснила Юлия Лахно.

На вопрос, почему так происходит, эксперт ответила цитатой Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства». И пояснила, что по большому счёту таким образом люди пытаются компенсировать какие-то свои детские потребности, которые не были вовремя удовлетворены.

Яна Храповицкая, директор по маркетингу и продажам «ИНПК Девелопмент», коуч, автор курса «Психология продаж: технологии эффективности», поделилась секретами профессии, рассказав, что маркетинг и потребление объединяет потребность. А задача маркетинга – найти, усилить и даже сформировать ощущение нужды и нехватки для того, чтобы люди покупали.

 «Умелые маркетологи могут влиять на наши потребности через образы, в которых мы видим лучшую версию себя (тренды, модные вещи, направления культуры или образ жизни), через экспертов – авторов статей о пользе или вреде продукта, а также статистику использования, рейтинги, научные исследования и даже просто через заметки в журналах. Всё это заставляет людей задумываться о покупках тех товаров и услуг, которые раньше они бы не купили», — подробно рассказала об обширном инструментарии маркетинга Яна Храповицкая.

Яркие ценники, скидки, ограниченность предложения, дисконтные и клубные карты, хиты продаж, отзывы звёзд, удачное расположение на полке, правильно простроенные пути клиента, удалённость простых и необходимых товаров от входа, упаковка большего размера, подарки при покупке, розыгрыши и конкурсы, подписки, маркетплейсы, бесплатная доставка и многие другие инструменты и приёмы маркетинга воздействуют на потребителей, заставляя приобретать всё больше и дороже.

Также Яна Храповицкая дала слушателям рекомендации, выполняя которые они смогут не переплачивать и не покупать лишнего: «Составляйте списки, сравнивайте цены, не верьте в скидки, считайте полную стоимость и прибавляйте проценты. Ждите «второго предложения», не участвуйте в конкурсах, розыгрышах и сборах наклеек, чтобы азарт не заставлял вас покупать больше. Покупайте наборы только в случае, если вам нужны все продукты набора. И не верьте скидкам и ярким ценникам».

Участников мероприятия очень интересовал вопрос, каким же будет маркетинг будущего. На него спикер ответила так: «Один из основных трендов 2021 года – это маркетинг без маркетинга. Классические схемы, такие как баннеры, рекламные ролики, искусственные постановочные мероприятия, перестают работать. Люди устали от избытка маркетинговой информации (акции, смс, звонки). Поэтому будущий маркетинг будет развиваться, отвечая на запрос каждого потребителя в индивидуальном порядке. Сбор данных и составление аналитических баз о поведенческих признаках пользователя позволит маркетологам знать о них всё: привычки, пристрастия, слабости».

Станислав Кубрин, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник НИИ физики ЮФУ, проанализировал выработку и потребление электроэнергии в 2020 году, отметив, что больше всего кВт-часов на 1 человека в год потребляют в таких странах, как Канада, США, Германия и Россия. А производство электроэнергии в мире в большей степени по-прежнему приходится на угольную энергетику, являющуюся неэкологичной по причине значительных выбросов углерода в атмосферу. Поэтому особое внимание эксперт уделил развитию атомной энергетики, являющейся экологически чистой, не производящей выбросов парниковых газов.

По состоянию на конец 2020 года в мире эксплуатируется 443 атомных энергоблока. Сейчас в 18 странах строится 52 атомных энергоблока, 44 процента из них сооружается в развивающихся странах Азии, в том числе в Китае и Индии – 20 новых реакторов. ГК «Росатом» внедряет новую платформу атомной энергетики на базе реакторов на быстрых нейтронах закрытого ядерно-топливного цикла. В связке c блоками ВВЭР-1200 реакторы на быстрых нейтронах переработают накопленное облучённое ядерное топливо, позволят использовать уран-238, запасы которого в 130 раз больше, чем урана-235, и смогут обеспечить производство необходимого объёма электроэнергии.

Также эксперт уделил внимание и другим источникам безуглеродной энергетики: ветроэнергетике, гидроэнергетике, геотермальным и приливным электростанциям и, конечно, солнечной энергетике.

На вопрос, сможет ли человечество удовлетворить свои потребности с помощью альтернативной энергетики, спикер ответил, что зелёная энергетика — это прекрасно, но атомная энергетика является стержнем энергетических систем стран с сильной экономикой, и без неё человечеству не обойтись.

«Очень интересно были освещены все вопросы, связанные с потреблением, с трёх разных сторон, и мы даже получили практические рекомендации, за что особая благодарность», — рассказала зрительница ток-шоу Наталья Мобко.

«Разберём на атомы» — научно-популярное ток-шоу, разработанное в сети ИЦАЭ. Три эксперта рассматривают одну и ту же тему, исходя из области своих научных интересов, и после их выступлений зрители могут задать вопросы спикерам.