Последние новости науки обсудили на «Языке Эйнштейна»
Екатеринбург
24 ноября

Последние новости науки обсудили на «Языке Эйнштейна»

Как компьютерные игры влияют на память, завышают ли оценки красивым ученикам после перехода на удаленное обучение и другие последние открытия из научного мира обсудили 24 ноября в новом выпуске устного научно-популярного журнала «Язык Эйнштейна». Организатором встречи был Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга.

Обсуждение новостей начала Юлия Клюева, автор дисциплины «Репродуктивная физиология», тренер по кроссфиту и гиревому спорту, студент кафедры медицинской биохимии и биофизики Института естественных наук и математики УрФУ. Спикер рассказала о том, что американские ученые установили: подвижность в пожилом возрасте важнее генов долголетия у женщин. Таким образом, даже при неблагоприятной наследственности можно существенно продлить годы жизни, если больше двигаться и меньше сидеть, и наоборот, малоподвижный образ жизни может не дать реализоваться предрасположенности к долголетию. Юля развеяла стереотипы о том, что означает подвижный образ жизни: «Меня бесит, когда говорят, что нужно проходить N шагов в день — это продукт разработчиков умных часов и других программ. Если мы посмотрим рекомендации Всемирной организации здравоохранения, то узнаете: для поддержания подвижного образа жизни человеку нужны три вида нагрузки, а только ходьбой – невозможно добиться снижения смертности».

Новость о том, что маленькие геймеры отличились высоким уровнем памяти — объяснил Владимир Савельев, психолог, автор книги «Статистика и котики». Участники исследования прошли задачу «n-назад» и задачу «стоп-сигнал». Задачи «n-назад» — это задания на рабочую память и внимание, в которых испытуемого просят указать, встречался ли ему стимул n позиций назад. В этом исследовании использовалось ноль позиций назад («0-назад») и две позиции назад («2-назад»). Задача «стоп-сигнал» измеряет способность человека к торможению ответа: в этой задаче участнику нужно нажимать на одну из кнопок в соответствии со стимулом на экране, а после определенного сигнала остановить действие, которое уже началось (не нажимать на кнопку). Дети, которые играли в видеоигры более 21 часа в неделю, быстрее давали правильные ответы на всех трех задачах.

Следующая новость была посвящена тому, что группа исследователей из России, Индии и Южной Африки обнаружила признаки радиоквазара с плоским спектром у космического объекта, который ранее был отнесен к неизвестной разновидности блазаров. Что это значит — объяснил Павел Скрипниченко, небесный механик, популяризатор астрономии, научный руководитель единственной в России частной школы астрономии KantrSkrip, официальный представитель Международного Астрономического Союза в России, IAU National Outreach Coordinator (NOC Russia). «Блазар представляет собой активное ядро галактики — черную дыру в ее центре, окруженную газом и пылью и направленную в сторону наблюдателя. В центрах галактик содержится несколько черных дыр. Например, в Млечном пути их три — это такой гравитационный центр всей галактики. Если какая-то галактика находится от нас на расстоянии в несколько тысяч световых лет, то свет, который мы от нее получаем — был отправлен тысячи световых лет назад. Прикладной пример того, как это работает: если выйти на улицу и посмотреть на солнце, которое находится в 8 световых минутах от нашей планеты, то увидите на самом деле только свет из прошлого, а чтобы понять, где находится сама звезда – нужно мысленно провернуть два-три его световых диска в сторону заката».

Также, ученые вместе обсудили новость о том, шведский учёный проанализировал оценки студентов до локдауна и во время него и выяснил, что если при очном обучении баллы завышали и студентам-мужчинам, и девушкам, то после перехода на дистанционное образование «премия за красоту» сохранилась только для мужчин.

Модератором дискуссии, которая прошла на площадке лектория книжного магазина Bolshoy Books Store, был Вадим Шихов, бывший главный редактор The Village Екатеринбург.

Запись дискуссии доступна по ссылке.