Подростки из 18 регионов встретились на арктическом телемосте «Ледокол знаний»
04 декабря

Подростки из 18 регионов встретились на арктическом телемосте «Ледокол знаний»

Главный инженер-механик Евгений Ходус, работавший на атомных ледоколах «Таймыр», «Вайгач» и «Урал», и студентка 1 курса НИЯУ «МИФИ» Полина Бринза встретились 30 ноября в прямом эфире, чтобы рассказать школьникам и студентам из 18 российских регионов об арктической экспедиции на Северный полюс «Ледокол знаний» и работе атомных ледоколов в Арктике.

«Два года я была научным волонтёром в ИЦАЭ Ростова-на-Дону и в итоге побывала на Северном полюсе! Проект «Ледокол знаний» призван популяризировать тягу к знаниям и интеллектуальному труду, развить у талантливых старшеклассников интерес к науке и технологиям. Если вам от 12 до 16 лет, то у вас тоже есть шанс попасть на полюс в следующем году», — рассказала Полина Бринза.

Участников арктической экспедиции «Ледокол знаний» традиционно доставляет на Северный полюс атомный ледокол «50 лет Победы». «Признаться честно, я до сих пор не верю в существование такого огромного судна. На его борту находится атомный реактор, который делает его экологичным и энергоёмким. Атомный ледокол – это маленький город. Для 140 членов экипажа есть библиотека, бассейн, ресторан – и сотни потрясающих видов Арктики», — с восхищением вспоминает Полина.

Особенность арктических судов, в том числе атомных ледоколов – округлая форма днища. Льды, скапливаясь вокруг такого судна, просто выталкивают его наружу, не повреждая корпус. А затем судно своим весом проделывает путь во льдах себе и каравану судов, которые за ним следуют.

Путешествие участников арктической экспедиции начинается в Мурманске, и через Баренцево море, мимо земли Франца-Иосифа ледокол попадает в Северный Ледовитый океан. «Программа каждого рейса насыщена научно-популярными лекциями, подготовкой проектов и другими событиями. На ледоколе мы общались с учёными, популяризаторами науки, блогерами. Я познакомилась с игроком в «Что? Где? Когда?» Борисом Белозёровым, который во многих из нас воспитал любовь к знаниям и любознательность, а благодаря Диане Бачуриной, аспирантке НИЯУ «МИФИ», я выбрала для поступления этот вуз», — рассказала Полина.

Самым знаковым событием экспедиции для всех участников стало посещение Северного полюса. «Северный полюс – это просто точка на карте. Но при этом каждый из нас в какой-то момент понял: если я смог достичь Северного полюса, то для меня нет преград. Однажды побывав на макушке планеты, вы никогда не будете прежними», — уверена Полина Бринза.

Об устройстве атомного ледокола слушателям рассказал Евгений Ходус. «Атомный ледокол – это ядерный объект. В активной зоне ледокольного реактора происходит ядерная цепная реакция деления, при этом высвобождается колоссальная энергия. Для охлаждения реактора и сопутствующего оборудования используется вода, и насосы в час прокачивают 3 тысячи литров воды. Мощность ледокольного реактора – 175 мегаватт», — пояснил главный инженер-механик.

Евгений Ходус отметил, что энергия, вырабатываемая атомным реактором, потребляется всем оборудованием на ледоколе, но основная её часть уходит на вращение электровинтов атомохода. На атомный ледокол Евгений Анатольевич попал, когда захотел перевестись с Дальнего Востока поближе к семье. «Мест в Мурманском пароходстве по моей специальности не было, но я увидел объявление о том, что требуются механики на атомный флот, и подал заявку. В результате я попал на атомный ледокол «Таймыр». В первую очередь мне, конечно, хотелось посмотреть на атомный реактор, и это было первое, о чём я спросил, когда поднялся на борт», — вспоминал спикер.  

«Главный инженер-механик на атомном ледоколе руководит всеми техническими службами, включая службу радиационной безопасности. По сути, мы заменяем станции техобслуживания. На своём автомобиле вы всегда можете заехать на техосмотр, если что-то забарахлило, а атомный ледокол находится в открытом море, и поддерживать его в рабочем состоянии – это наша ответственность», — подчеркнул Евгений Ходус.

Один атомный ледокол строят около пятисот организаций – от проектных бюро и институтов до предприятий, создающих оборудование. Ледокол должен работать безотказно, ему нельзя останавливаться, потому что в этом случае не будут своевременно доставлены грузы.

Воду для бытовых нужд атомный ледокол берёт в море. Её опресняют и очищают до уровня хорошей питьевой воды. «Очень важно, чтобы вода была не просто чистой, но и содержала все необходимые микроэлементы», — пояснил Евгений Анатольевич.

Арктический телемост «Ледокол знаний» состоялся в рамках «Арктического марафона». «Арктический марафон» – серия научно-просветительских мероприятий, посвящённых проекту «Ледокол знаний» и экспедиции на Северный полюс на одном из самых мощных атомоходов в мире, проводимых при поддержке Госкорпорации «Росатом». Ток-шоу, интеллектуальные игры, онлайн-турниры и челленджи об Арктике, СМП и атомном ледокольном флоте с участниками экспедиций на Северный полюс, популяризаторами науки и экспертами атомной отрасли проводятся по всей России.

Арктическая экспедиция «Ледокол знаний» – рейс на атомном ледоколе «50 лет Победы» к Северному полюсу с участием самых умных и любознательных детей страны, победителей множества конкурсов и проектов.

«Ледокол знаний — 2024» станет юбилейной экспедицией и пройдёт в год 65-летия атомного ледокольного флота. Не пропустите информацию о старте проекта. Регистрируйтесь на научно-просветительской платформе homo-science.ru и будьте готовы сразиться в интеллектуальной битве.