Писатели и читатели: «Энергия науки» прошла в Екатеринбурге
Екатеринбург
08 октября

Писатели и читатели: «Энергия науки» прошла в Екатеринбурге

Писатель Эргали Гер, приехавший по приглашению Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга, стал активным участником событий областной акции «День чтения». Эти дни в городе прошли под девизом «Читай! Найди свой путь к науке!»

Эргали Эргалиевич Гер – писатель, публицист, лауреат и финалист премий «Серебряный Лучник», «Ясная поляна», премии журнала «Знамя». Автор документальной повести «Теоретический тупик».

Первая встреча с писателем, публицистом Эргали Гером прошла 7 октября на ИЦАЭ OPEN – новом проекте сети информцентров. Школьники и ветераны -те, кто хочет узнать, и те, кто хочет рассказать – собрались в ИЦАЭ. Эргали Эргалиевич рассказал о тех событиях (переселение жителей деревни Муслюмово, Челябинская область), которые побудили его начать встречи с ветеранами атомной отрасли и записывать их воспоминания. Они и стали основой документальной книги «Теоретический тупик». Автор признаётся: «Мне захотелось рассказать о том, что я узнал и понял в процессе работы, широкому кругу читателей».

От истории отрасли перешли к рассказу о технологическом лидерстве атомной отрасли сегодня. Олег Леонидович Ташлыков, кандидат технических наук, доцент УралЭНИН УрФУ, рассказал о реакторах БН на Белоярской АЭС. «Ядерный реактор на быстрых нейронах (БН-600, БН-800) — это вообще один самых экологически чистых реакторов по всем показателям. Любой человек может зайти на сайт «Росэнергоатома» и увидеть отчёт о показателях работы БН. Наши конструкторы-проектировщики, учёные заложили очень мощную основу, которая позволяет решать все возникающие с ядерными реакторами вопросы», — сказал Олег Леонидович.

Вечером того же дня в рамках проекта «Science Drama» журналисты Екатеринбурга и специалисты Белоярской АЭС прочли пьесу М. Конторович «Новогодняя смена, или БАЭС и майонез». Одним из слушателей оказался директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский: «Новый проект музея будет тесно связан с историей промышленных предприятий города. Потому очень хотел бы, чтоб пьесу про историю строительства БАЭС прочли и в музее».

Разговор о Белоярской АЭС продолжился утром 8 октября, но уже в детской библиотеке № 17. Учащиеся Гимназии «Корифей» забросали вопросам сотрудника УИОС Белоярской АЭС. Роман Топорков по приглашению ИЦАЭ и библиотеки выступил с лекцией о работе предприятия, о высокой степени безопасности АЭС. «Мне понравилось побывать с классом на таком мероприятии в библиотеке, только были некоторые непонятные слова и выражения», — признался третьеклассник Даниил. А библиотекарь Наталья Хорошилова сказала, что узнала много нового о безопасности на атомной электростанции, и теперь не будет бояться сочетания «атомная станция».

8 октября Эргали Гер и народная артистка РФ Светлана Замараева не просто прочли отрывок из книги «Теоретический тупик», но превратили чтение в театрализованную лекцию, в основу которой легли воспоминания героини документальной повести Владилены Дмитриевой. Она была первым программистом, первой расчётчицей реактора первой в мире атомной электростанции. О степени секретности её работы Владилена Семёновна говорит так: «У меня муж работал заведующим горячей лабораторией — самой вредной, кандидат наук, и я его никогда не расспрашивала ни разу ни про работу, ни про что. Незадолго до смерти он меня спрашивает: «Почему ты никогда не интересовалась, что я делаю?» — Ну, как почему. Никого не спрашивала — не только мужа, но и всех остальных. Вышел за ворота — и забудь, где ты был и что делал. Так было надо».

День чтения в Екатеринбурге завершился устным журналом «Язык Эйнштейна» — научно-популярным ток-шоу, на котором учёные из Екатеринбурга, Челябинска и Москвы не только обсудили научные новости, но и личным примером показали верный путь в науку.

Встречи с Эргали Гером состоялись в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки». Лучшие популяризаторы науки, учёные и научные журналисты рассказывают жителям регионов о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах. Слушатели могут задавать интересующие их вопросы и даже поспорить с учёными.