«Орлята» узнали, как рождается электроэнергия
04 июня

«Орлята» узнали, как рождается электроэнергия

3-5 июня сеть Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) принимает участие во Всероссийской инженерной смене «#ВместеЯрче» в ВДЦ «Орлёнок».

Образовательная программа от ИЦАЭ началась с занятия «Где рождается электроэнергия». Работа множества приборов, которые окружают человека, обеспечивается электрической энергией. Но как электричество попадает в квартиру? Чтобы разобраться в этом вопросе, в ходе занятия участники смены составляли маршрут следования электрического тока от электрической станции к розетке.

«Электрический ток вырабатывается на электростанции. Чтобы уменьшить потери электроэнергии при передаче на большие расстояния, напряжение тока увеличивается при помощи повышающего трансформатора. Далее по линиям электропередачи ток приходит в понижающий трансформатор. От него по подземным кабелям электричество подводят к домовому распределительному щиту, от которого по проводам с большим сечением электричество приходит в квартирный щит. Наконец, чтобы ток появился в розетке, её подключают с помощью электрических проводов к квартирному распределительному щиту», — пояснила руководитель ИЦАЭ Ростова-на-Дону Светлана Чурикова.

«Что будет, если электростанция остановится на ремонт?» — поинтересовались ребята. Так школьники узнали о ЕНЭС – Единой национальной энергетической сети. Все электростанции объединены в единую сеть, и жители получают электроэнергию не от конкретной электростанции, а от распределительного центра. Поэтому в случае прекращения работы одной из электростанций люди не останутся без электроэнергии, так как остальные источники энергии восполнят недостаток.

Также на уроке дети научились превращать механическую энергию вращения в электрический ток. Для этого они подсоединяли двигатель к генератору и, вращая ручку, вырабатывали электричество, благодаря которому засветилась лампочка.

Сравнивая типы электростанций (ТЭС, гидроэлектростанции, ветряные и атомные), ребята пришли к выводу, что наиболее эффективными и экологичными являются АЭС. Например, при сжигании 1 кг. каменного угля выделяется 7 кВт/ч энергии, что позволит компьютеру работать 14 часов. Однако из 1 кг. урана можно получить уже 620 тысяч кВт/ч энергии, и компьютер при этом сможет работать 1.240.000 часов, что в 90 тысяч раз больше, чем при сжигании угля.

В завершение урока дети узнали, что источником энергии на АЭС является цепная реакция деления ядер урана-235. Чтобы понять, как это происходит, участники инициировали цепную реакцию с помощью костяшек домино, а также запустили «цепную реакцию» в группе.

«Урок был очень познавательным и интерактивным», — поделился впечатлениями Михаил, участник смены. — Раньше я не особо задумывался о том, как электричество попадает в мою квартиру, а теперь знаю весь цикл. Кроме этого, я узнал много нового об АЭС. Например, что АЭС требует наименьшей площади среди всех электростанций. А ещё мне очень понравились эксперименты!»

Кроме урока, в образовательной программе от ИЦАЭ запланированы квест «Карта Гейгера», кейсовая игра «Министерство энергетики», а также интеллектуальные игры «Сделай ставку» и «Красиво атомы сложились».

Образовательная смена «#ВместеЯрче» в ВДЦ «Орлёнок» реализуется с целью профессиональной ориентации талантливых школьников, популяризации бережливого отношения к окружающей среде и внедрения современных энергосберегающих технологий в быту и на производстве. ИЦАЭ проводит интерактивные программы и интеллектуальные игры, чтобы участники смогли проверить свои знания по вопросам энергосбережения и энергоэффективности.