Нижегородцам рассказали о современном искусстве и развитии креативного мышления
Нижний Новгород
11 ноября

Нижегородцам рассказали о современном искусстве и развитии креативного мышления

Как понять современное искусство? Что нужно, чтобы выйти за рамки и разорвать шаблоны, чтобы найти нестандартные решения и прорывные идеи? Об этом 10 ноября в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода рассказал на мастер-классе и открытой лекции программный директор АНО «Информационный центр атомной отрасли» Максим Гревцев.

Креативное мышление – один из ключевых навыков XXI века, поскольку способность создавать нечто оригинальное – это главное преимущество перед конкурентами. А нейрофизиологи отмечают, что умение креативно мыслить способствует развитию новых нейронных связей, что, как минимум, улучшает память и эмоциональное состояние, а как максимум – увеличивает продолжительность жизни и повышает её качество. Именно поэтому мероприятие началось с мастер-класса «Мысли креативно».

Мыслительный процесс, используемый для генерации творческих идей путем поиска множества возможных решений одной и той же задачи, называют дивергентным мышлением. Такое мышление можно развить с помощью специальных упражнений, поэтому участникам мастер-класса предложили выполнить несколько заданий.

В качестве разминки было предложено составить предложение из 7 и более слов, в котором все слова начинаются с буквы С. По итогу у гостей получились самые разнообразные варианты, например: «Сладкие саванны связаны с системой сложных сахарных слонов» или «Самые свежие сливы сложно сыскать сегодня спозаранку, слабо?».

Во втором задании слушателям необходимо было придумать ассоциации к простым геометрическим фигурам – треугольнику и кругу. Оказалось, что у разных людей возникали совершенно разные ассоциации. То, что было очевидным для одних, становилось неожиданным открытием для других.

Далее необходимо было с помощью друдлов (простых геометрических рисунков) создать минимум 5 вариантов названия для четырех разных рисунков, благодаря чему на свет появились картины «Бунт котика» и «Магнитный чупа-чупс».

В следующем задании участникам было предложено нарисовать вазу с яблоками, а затем по методике «Scramper» Боба Эберле еще раз нарисовать вазу с яблоками, но с использованием 7 разных инструментов. Затем можно было сравнить полученные рисунки и обсудить результаты с командой. 

Потом гостям необходимо было придумать новое слово и дать ему толкование. Благодаря этому появились такие замечательные слова как «наИЦАЭться» – обогатиться знаниями в четверг, «крещендировать» – исполнять музыкальное произведение все громче и громче, «молчунье» – состояние, когда не хочется говорить, и «карандец» – момент, когда заканчивается карандаш.

Финальное задание состояло в том, чтобы всего за 5 минут придумать рисунок, в котором цифры от 1 до 9 соединились бы в единую картину, стали её частью.

«Необходимо помнить несколько вещей. Наша креативность только на 50% зависит от наших генов, а другие 50% – это результаты нашего труда. Если вы склонны к креативности и творческому мышлению, то вам особенно важно и нужно следить за своим эмоциональным состоянием. А если вы решаете какую-то сложную творческую задачу, то обязательно делайте перерывы: займитесь спортом, сходите погулять и так далее. И обязательно делитесь своими мыслями, эмоциями и идеями с другими людьми», – подчеркнул Максим.

Далее состоялась открытая лекция «Как понять современное искусство?», в ходе которой Максим Гревцев на реальных примерах показал, в чём глубинная суть современного искусства, откуда и почему оно появилось, и в чём его отличие от искусства классического. Ведь для многих до сих пор современное искусство – это что-то странное, непонятное и даже бессмысленное. Но, возможно, искусство нужно рассматривать не с точки зрения эстетики. А как тогда?

В ходе диалога спикера с аудиторией на примере выставки Малевича «0,10» гости сделали первый вывод: искусство не должно отображать реальный мир. Оно может существовать автономно и быть абстрактным. Современное искусство выражает некие идеи. И иногда мы не можем понять его именно по причине того, что не знаем контекста, который хотел заложить художник в свое произведение. В лекции были задействованы работы таких художников как Марк Куинн, Ай Вэйвей, Эльдорадо Тресольди, Марсель Дюшан, Арайя Расджармреарнсук, Бэнкси и другие.

«В современном искусстве важно не то, насколько реалистично написана картина или сделана инсталляция. Важна идея, которую вложил автор в свою работу. Причем красота не является основным критерием. Некоторые произведения даже могут вызывать недоумение или отвращение. Однако для осознания концепции нужно понимать контекст, который задействовал автор. Смыслов может быть много, в том числе социальный или политический подтекст часто используется в современном искусстве, чтобы указать на определённые проблемы общества и призвать к их решению, или хотя бы, чтобы люди об этом задумались», — подытожил Максим Гревцев.