На «Энергии науки» томичам рассказали, как сделать конфликт двигателем процесса
Томск
20 мая

На «Энергии науки» томичам рассказали, как сделать конфликт двигателем процесса

Конфликты возникают постоянно, но их не стоит бояться. О том, как воспринимать подобные ситуации в качестве выхода на новый уровень коммуникации, томичи узнали 19 мая в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Томска на лекции «Конфликт — это кризис или начало развития? Основы научной коммуникации» в рамках проекта «Энергия науки».

Спикером выступила Светлана Генисаретская – заместитель директора Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ, разработчик курса «Критическое мышление и основы научных коммуникаций».

«Мы постоянно конфликтуем, и это совершенно нормальная ситуация. Да, люди боятся конфликтов, потому что хотят оставаться в состоянии внутреннего комфорта. Но конфликт всегда можно воспринять не как что-то плохое, а как начало развития и выход на новый уровень коммуникации», — пояснила эксперт.

Конфликт возникает тогда, когда есть разница между тем, что происходит на самом деле, и тем, что человек хочет видеть. Причин для недопонимания бывает несколько: распределение ресурсов, различия в целях и представлениях о перспективах, плохая коммуникация, разные темпераменты, неблагоприятный психологический климат, когнитивный диссонанс, внутригрупповой фаворитизм, стремление к власти, эгоцентризм, эгоизм, конкуренция, эмоции (неспособность конструктивно мыслить).

Конфликты неизбежны, и поэтому есть разные стратегии поведения в подобных ситуациях. В зависимости от выбранного пути конфликтом можно управлять. Если это стратегия соперничества, то в ней преобладает давление на оппонента, контроль над его действиями, обман, хитрость, провокации, а конструктивный диалог отсутствует. Это не худшая стратегия, но только в случаях полной уверенности в победе с достижением определённых результатов. Но такой способ нельзя использовать в конфликте с близкими людьми.

Следующей стратегией является приспособление. Она выражена в пассивной позиции, согласии на все требования оппонента. Третья стратегия – избегание. Проявляется в отказе от взаимодействия, игнорировании информации от оппонента, избегании или замедлении принятия решения. Используется, чтобы не эскалировать конфликт, но не решает проблему.

Рабочими стратегиями в конфликтах являются компромисс и сотрудничество. В первом случае стороны частично удовлетворены, позиции равны, идёт поиск взаимовыгодных решений. Но это даёт лишь промежуточный результат, проблема может возникнуть вновь.

При сотрудничестве люди разговаривают и слышат друг друга, рассматривают предложения оппонента, открыто обсуждают и находят решение, которое полностью удовлетворит обе стороны.

Далее спикер привела примеры крупных конфликтов учёных, которые привели к большим изменениям в науке. Галилео Галилей и Папа Римский Урбан VIII спорили о гелиоцентрической системе. У Исаака Ньютона и Роберта Гука был конфликт по поводу теории света. Сама ситуация возникла даже не из-за разных мнений, а вследствие борьбы за первенство патента на теорию. Зато благодаря этому конфликту появилась культура публикаций для закрепления авторства и передачи знаний.

«Эта лекция мне очень откликнулась, потому что у меня были достаточно острые конфликтные ситуации на производстве. И в этих ситуациях я использую стратегию избегания и соперничества. Благодаря лекции я поняла, что не стоит драматизировать в таких случаях и нужно брать ответственность за свои слова и действия. Это позволит со временем поменять стратегию моего поведения в конфликтах», — рассказала слушатель лекции Нина Киселёва.

«Энергия науки» – научно-просветительский проект сети ИЦАЭ, который знакомит жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. В рамках проекта лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах.