Научно-музыкальные паузы
Екатеринбург
18 июня

Научно-музыкальные паузы

ИЦАЭ Екатеринбурга стал организатором научно-музыкального лектория на джазовом фестивале EverJazz.

«Научный шатёр» собрал участников фестиваля на две лекции, соединив науку и музыку. Третья лекция джазового обозревателя, журналиста Кирилла Мошкова была посвящена истории джаза в России, которому исполняется 100 лет.

Сотрудник Областной научной библиотеки им. Белинского, музыковед Анна Колесник в лекции «Энергия музыки: как звуки влияют на настроение» объяснила зависимость эмоций слушателя от частоты звуковых колебаний или уровня громкости звука. Анна и сопровождающие её музыканты провели мастер-класс, показав, какие эмоции вызывают звуки музыки.

«Музыка – это больше, чем эмоциональный заряд, вызывающий желание потанцевать или погрустить. Учёные часто задаются вопросом, можно ли оздоровить организм, слушая любимые мелодии. Моя работа с детьми, показала, что можно. Но есть диагнозы, при которых человек не может слышать музыку, или не слышит отдельные ноты,» — сказала Анна.

Красивой иллюстрацией лекции стали музыкальные фрагменты из произведений П. Чайковского и Л. Эйнауди.

Что объединяет музыку и физику? Этим вопросом озадачились слушатели лекции «Физика музыки» Игоря Некрасова, доктора физ.-мат. наук, главного научного сотрудника института электрофизики УрО РАН.

Прежде всего то, что музыка – явление физическое. Еще Пифагор обнаружил, что если частоты, с которыми колеблются струны, соотносятся как отношения небольших натуральных чисел (1:2, 2:3 и т.д.), то такое звучание много приятнее для уха нежели звучание одной струны. Игорь Александрович в качестве демонстрации тезисов принёс изготовленный им «прибор», иллюстрирующий эксперименты Пифагора по поиску гармонии звука. Именно описанные древним учёным квинта и октава уже несколько тысячелетий остаются неизменными интервалами.

Все участники лектория — и спикеры, и слушатели — пришли  к единому выводу: звук, как волновое колебание, однозначно и эффективно действует на любой живой организм, в том числе и на человеческий. Поэтому джаз-фестиваль стал ещё одним ярким поводом поговорить о науке.