«Наука на грани искусства»: от терменвокса до ядерного реактора
Ростов-на-Дону
14 октября

«Наука на грани искусства»: от терменвокса до ядерного реактора

Второй день фестиваля Science-Art Weekend «Наука на грани искусства», организованный Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Ростова-на-Дону при поддержке ГК «Росатом», объединил серии публичных лекций, интерактивную площадку и научно-популярное ток-шоу.

Атомные панно «стрит-арт», научные открытки, робота-осьминога Василия, молекулярную кухню, мастер-класс по изготовлению «атомных» браслетов, «атомные» интерактивные экспонаты представили для горожан сотрудники ИЦАЭ на Пушкинской площади перед публичной библиотекой.

Утренний блок лекций открыл Петр Термен, руководитель Школы терменвокса, который рассказал об истории этого необычного инструмента от Ленина до Led Zeppelin. По словам музыканта, на терменвоксе пробовал играть Эйнштейн, а среди первых покупателей инструмента был Чарли Чаплин. Терменвокс стал настолько популярным, что на этом инструменте был записан саундтрек к фильму Хичкока «Завороженный», который получил Оскара.

Продолжил серию утренних выступлений режиссёр, художник, сценарист, инженер, создатель роботов Сергей Цысс с лекцией «Кино и роботы».  «Кино – отличный способ показать, какое будущее нас ожидает. Изначально смену кадров в кино сделали чуть быстрее, чем это воспринимается нашим мозгом картинка. Это было нужно для того, чтобы мы её воспринимали непрерывно, как одно целое», – рассказал эксперт. Слушатели узнали, как гость фестиваля придумал свое кино и как снимаются современные фильмы. «Мы сняли хорошее кино и не понимали, почему оно никому не нравится, а через полгода мы получали по две награды в день и после 50 перестали считать», – продолжил Сергей.

Завершил утренний блок лекций журналист, популяризатор науки, автор книги «Изобретено в России: История русской изобретательной мысли от Петра I до Николая II» Тим Скоренко. Его лекция была посвящена современному кинетическому искусству. «В кинетическом искусстве главное – перфоманс, в нем нет задачи сделать обязательно красиво», – считает Скоренко. Автор лекции представил свою классификацию кинетического искусства. Например, в одном случае для фигур движителем является что-то естественное – вода, ветер, туман. В другом случае движителем является человек, а в третьем – монеты, которые используют, чтобы завести ярмарочные автоматы (например, шарманки).

На ток-шоу «Разберём на атомы» обсудили тему «Цепная реакция», спикерами стали доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой технической физики ЮФУ Вячеслав Малышевский, кандидат философских наук, доцент ДГТУ Ирина Каирова и старший преподаватель ДГТУ Сергей Левицкий.

Выступление Сергея Левицкого было посвящено изобретению, которое повлекло за собой, как цепная реакция, глобальные изменения в жизни человечества. По мнению эксперта, таким изобретением стал порох, после изобретения которого появилась необходимость в огнестрельном оружии, а значит, в его серийном производстве. Таким образом, пропала необходимость в рыцарях с их тяжёлыми доспехами, а на смену ручному труду появились мануфактуры.

Ирина Каирова научила участников ток-шоу создавать вирусный контент. Она убеждена, что ни один контент не будет существовать, если его не продвигать. «Самая главная рекомендация – посмотрите на своих конкурентов и сделайте всё наоборот. И вы обязательно должны освоить искусство сторителлинга, потому что в современном мире нужно уметь рассказывать истории», – убеждена эксперт.

И, наконец, о цепной реакции как о физическом явлении рассказал Вячеслав Малышевский. Он с помощью спичек и бумаги продемонстрировал, как запускается процесс цепной реакции. Кроме того, гости ток-шоу узнали об интересных фактах по истории развития атомной отрасли.

Как всегда, авторы самых интересных вопросов, получили в подарок книги, предоставленные партнером ИЦАЭ издательством «Альпина нон-фикшн».

 

Фестиваль науки Science-Art Weekend «Наука на грани искусства» продлится в Ростове-на-Дону до 14 октября.  Фестиваль призван показать, что наука может вызывать яркие эмоции, а научная тематика органически встраивается в тему искусства.