Нарисуй свое имя: в Новосибирске прошел воркшоп по арт-терапии
Новосибирск
24 июня

Нарисуй свое имя: в Новосибирске прошел воркшоп по арт-терапии

Нарисовать свое имя символами, создать общий рисунок в микрогруппе, не произнеся ни слова, «сложить» в нарисованную посуду все самое дорогое и «подарить» другому человеку – такие творческие и не совсем обычные задания выполняли участники воркшопа «Психотерапия искусства».

Мероприятие, организованное Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска, прошло 23 июня. Провела его психолог, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики НГТУ Наталья Панова.

Началась встреча с рассказа об истории появления этого направления в психотерапии и его особенностях.

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввёл в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. На первых порах арт-терапия отражала психоаналитические взгляды Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности человека (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы.

Сейчас музыкальная терапия, игровая, танцевальная, сказкотерапия и другие считают самостоятельными направлениями в терапии искусством, а под арт-терапией понимают только лечение рисованием.

Рассказывая об арт-терапии, Наталья Панова отметила как ее достоинства, так и недостатки:

«К достоинствам этой практике можно отнести следующее: возможность практически каждого человека, независимо от возраста, культурного опыта и социального положения, участвовать в арт-терапевтической работе; арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов», — сообщила эксперт.

Но как раз с последним, с «цензурой» сознания, связан, по её словам, и серьезный недостаток этой практики.

 «Иногда в момент творческого выражения то, что находится в глубинах бессознательного, через рисунок как бы «выскакивает» наружу. И бывает так, что человек к этому не готов, он не готов не то, что делиться этой информацией с кем-либо, но и сам с ней встречаться, признавать наличие в себе каких-то черт характера, особенностей поведения и так далее. И тогда возникает проблема: что с этим делать? Безусловно, так, чтобы это неожиданное открытие осталось незамеченным, совсем непроработанным, не бывает. Но такие моменты надо иметь ввиду и готовить к ним пришедшего к тебе на прием человека», — подчеркнула Наталья Панова.

От теоретической части участники воркшопа перешли к практической, позволившей прочувствовать, как проходит работа на символическом, образном уровнях.

Для этого они выполнили несколько заданий: изобразили образ своего имени, разбившись на микрогруппы, нарисовали совместный рисунок и другие.

Сложившаяся теплая непринужденная обстановка, деликатность ведущего способствовали тому, что участники раскрылись и поделились своими мыслями и переживаниями. Результат каждого задания Наталья Панова прокомментировала и ответила на вопросы.

 «Практическая часть действительно позволила увидеть, как это работает, как через рисунок можно передать то, что чувствуешь. Было интересно слышать трактовку нарисованного мной, она совпала с моими переживаниями, воспоминаниями. Было интересно и полезно», — поделилась впечатлениями от воркшопа одна из его участниц Алиса Матросова,