Мурманчане и смоляне поговорили о детях по-взрослому
Мурманск
03 июня

Мурманчане и смоляне поговорили о детях по-взрослому

Научный телемост «О детях по-взрослому» соединил 1 июня Информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ) Мурманска и Смоленска. О школьном и семейном образовании, использовании гаджетов, буллинге и о других важных вопросах воспитания детей поговорили гости центров с психологом и педагогом, а также разгадали детские загадки и сыграли в тематическую интеллектуальную командную игру «Адреналин».

Международный День защиты детей – самое время поговорить о том, как их слушать и слышать, как создать им условия, в которых они бы могли развиваться и учиться, и как помочь им справляться со сложностями, которые могут ждать их, например, в детском саду или школе.

Учить ребёнка в школе или на дому? Можно ли использовать гаджеты, и если да, то как часто? Как распознать, что ребёнок подвергается буллингу, и уберечь его от этого? На эти вопросы региональные эксперты давали ответы в формате ток-шоу, в котором на каждый ответ отводилось всего три минуты. В Смоленске выступала семейный психолог и гештальт-терапевт с десятилетним стажем частной практики Екатерина Кочетова, а в Мурманске с педагогической точки зрения эти аспекты оценивала Юлия Ожог, учитель-логопед, воспитатель высшей категории, магистрант Мурманского арктического университета.

Выбор школьного или семейного обучения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Раньше домашнее обучение чаще выбирали те, кто имел затруднения, связанные со здоровьем и мышлением, чтобы не отставать и не выделяться в классе. Сейчас же ситуация изменилась.

«Всё ещё для детей с различными нарушениями когнитивных процессов родители выбирают домашнее обучение, но теперь его же предпочитают и те, кто пытается уберечь детей от трудностей, связанных с освоением школьной программы, — отметила психолог Екатерина Кочетова. – Сейчас программа построена так, что она не учитывает возрастные особенности ребёнка. То есть сформированный навык чтения и письма, который в некоторых школах требуется для поступления в первый класс, для ребёнка в семилетнем возрасте не является нормой, потому что дошкольник должен в первую очередь развивать эмоциональный интеллект».

Использование гаджетов школьниками и дошкольниками – это тоже достаточно злободневная тема и наболевший вопрос для многих родителей.

«В школе, как и в других областях нашей жизни, гаджеты могут стать огромным плюсом и помогают геймифицировать процесс для достижения определённых успехов в обучении. Это помогает детям развивать личностные качества, выстраивать планы и мотивацию. Но мы должны видеть и минусы – ухудшение зрения или проблемы с психикой. Важно вовремя объяснить и чётко выстроить границу между реальностью и виртуальностью, ограничив время взаимодействия ребёнка с гаджетом. Как бы геймификация ни была хороша и эффективна, нужно использовать и другие методы обучения, чтобы быстрее достичь нужных результатов», — пояснила Юлия.

Ещё одна сложная проблема, с которой сталкиваются дети в учебных заведениях, это буллинг. Как распознать и предупредить травлю, попытались за три минуты рассказать эксперты.

«Понять, что ребёнка регулярно обижают, если он сам при этом ничего не рассказывает, можно по изменению его эмоционального состояния: он запуган и не хочет ходить в школу или его вещи в потрёпанном состоянии. Нужно при этом не разбираться с родителями зачинщика, а идти к учителю, ведь именно он отвечает за безопасность ребёнка в школе. При этом психологическая помощь нужна всем участникам процесса», — прокомментировала проблему психолог Екатерина Кочетова.

«У меня радостная новость – в дошкольной сфере буллинг фактически не встречается. В качестве профилактики буллинга в школе я бы порекомендовала создавать дружескую атмосферу в коллективе, это задача педагогов, классных руководителей и школьных психологов. Но самое важное – это налаживание взаимоотношений в семье», — поделилась педагог Юлия Ожог.

Затем гости центров сыграли в игру «Устами младенца», в которой они пробовали понять самых юных исследователей науки и отгадать термины из области физики, химии и атомной энергетики, объяснённые дошкольниками. Так, например, в «таком большом, который разбивает очень толстый лёд» без сомнений угадывался ледокол, а химия внезапно стала областью, где встречаются опыты и эксперименты, но при этом ею можно стирать.

Завершила вечер командная интеллектуальная игра «Адреналин», посвящённая семье, семейной жизни, детям и детёнышам. На какие жертвы пошла Софья Ковалевская ради получения образования, где находятся «ясли» белых медведей и как сосуществование с человеком подарило собакам умилительные выражения мордочек и щенячьи глазки – темы вопросов для интеллектуального состязания оказались очень разнообразными. В общем командном зачёте первое и третье место заняли команды из Мурманска, а почётное серебро досталось смолянам.

Телемосты между городами присутствия Информационных центров по атомной энергии проходят каждые два-три месяца. Узнать подробнее о событиях в региональных ИЦАЭ можно на сайте www.myatom.ru и в официальных группах центров во ВКонтакте.