Мозг и родительское поведение: в Кирове прошла лекция Вячеслава Дубынина
Киров
27 июня

Мозг и родительское поведение: в Кирове прошла лекция Вячеслава Дубынина

Как мозг запускает родительское поведение? В чём состоит роль таких гормонов, как окситоцин и пролактин? И как влияет на состояние родителя улыбка и плач ребёнка и зачем нам «зеркальные нейроны»?  Открытая лекция профессора МГУ, доктора биологических наук, нейрофизиолога Вячеслава Дубынина прошла 25 июня в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Кирова в рамках проекта «Энергия науки».

Вячеслав Дубынин рассказал о том, как изменяется мозг с появлением детей.

«Важнейшей составляющей нашего поведения является его врождённая основа. Для её описания в современной физиологии используется понятие «биологические потребности», — начал выступление спикер. – Так, П.В. Симоновым выделяется три группы потребностей – витальные (пищевые, питьевые, дыхание, сон), программы саморазвития (исследовательское, игровое и подражательное поведение, рефлекс свободы), а также социальные программы (территориальное и иерархическое поведение, сопереживание, половое поведение и, наконец, детско-родительское взаимодействие)».

Зрители узнали, что каждая группа врождённых поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга – в его глубоких («древних») структурах. Важнейшие из таких структур – гипоталамус (центр бессознательного) и базальные ганглии больших полушарий. Их работа определяет темперамент человека.

«У нас в мозге около 20 центров, за их активность 50% отвечают гены, а 50% — это гормональный фон, текущие события и сигналы, ваш индивидуальный опыт. Поэтому «тихони» могут стать лидерами и т.д. То есть ваш мозг всё чаще и чаще выбирает эти программы поведения и привыкает к ним. Таким образом, гены важны, но не менее важно воспитание, наше развитие», — подчеркнул Дубинин.

Переходя к родительско-детским отношениям, он отметил, что это система с большим количеством обратных связей, источниками стимулов которых являются и мать, и новорожденный. В результате запускаются врождённые программы и идёт процесс обучения. «При этом чрезвычайно важен первый запуск материнского поведения. Ключевую роль в этом играют гормоны – пролактин, окситоцин, эстрогены и прогестерон. Они усиливают родительскую мотивацию и ослабляют повышенную тревожность самок», — подчеркнул эксперт.

Так, например, пролактин – это молекула, усиливающая образование молока в молочной железе. Окситоцин же отвечает за сокращение матки при родах и виляет на родительскую привязанность. «Окситоцин – очень полезная молекула, она даёт ощущение близости и укрепляет иммунитет. Поэтому обнимайтесь чаще! Однако у окситоцина есть и обратная сторона: к чужим он может сделать нас более агрессивными», — подчеркнул лектор.

Он обратил внимание на то, что родитель и ребёнок тонко настроены на положительные и отрицательные эмоции друг друга: мимика, звуки детского смеха и плача мгновенно детектируются мозгом взрослого.  «Таким образом, родитель и ребёнок – это единая система, общающаяся между собой благодаря зеркальным нейронам, двигательному и эмоциональному подражанию. Ребёнку важно ощущать, что о нём заботятся. Если он улыбается, ему важно, что вы ему тоже улыбаетесь – для него это подтверждение безопасности», — сделал вывод профессор.

В завершении лекции Вячеслав Дубынин отметил роль дофамина, благодаря которому мы испытываем положительные эмоции, связанные с новизной. Однако слабая активность дофамина в мозге может привести к депрессии, в том числе и послеродовой. «Лёгкая грусть после родов наблюдается у 80% женщин, а послеродовая депрессия проходит спустя 2-4 недели после родов. Если такого не произошло, нужна психотерапия», — предостерег учёный.

«Существует ли материнский инстинкт?» — спросила одна из слушательниц. «Есть врождённые заданные программы, на которые «нарастает» поведение. Но сам термин «материнский инстинкт» уже устарел», — ответил спикер. Рассуждая о гиперопеке, Вячеслав Альбертович отметил, что «наше родительское – это лелеять, но не баловать».

«Нужно радоваться тому, как растёт ребёнок, делать это вовремя, замечать детали. Это очень интересно и при этом получаешь огромный поток позитива», — подчеркнул Вячеслав Дубынин.

После лекции зрители еще долго задавали вопросы и делились впечатлениями.

«Я открыла для себя много нового. Оказывается, человек сначала реагирует нервами, а потом ими руководят гормоны», — поделилась впечатлением от лекции слушательница Ирина.

«Пересмотрел все лекции Вячеслава Дубынина на Ютубе. Очень рад, что сегодня смог пообщаться лично и задать свой вопрос», — рассказал ещё один гость ИЦАЭ Игорь.

Запись лекции доступна в группе ИЦАЭ Кирова в разделе «Видеозаписи».