«Менделеевцы» стали участниками экологической экспедиции в Нургуш
Киров
21 июня

«Менделеевцы» стали участниками экологической экспедиции в Нургуш

Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Кирова стал соорганизатором «Менделеевской экологической экспедиции» в заповеднике Нургуш Кировской области, которая состоялась 19 и 20 июня.

Её участниками стали ученики и преподаватели Менделеевских классов школы пгт. Мирный, сотрудники приёмной ФЭО в Кировской области. Экспедиция была направлена на популяризацию экологического мышления, развитие научно-исследовательским навыков, командообразование и рефлексию по итогам учебного года.

Заповедник «Нургуш» – это особо охраняемая природная территория федерального значения, являющийся природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением и играет важную роль в сохранении биологического разнообразия регион. Он расположен в Котельническом районе Кировской области и имеет площадь 5634 га.

Перед началом экспедиции школьники получили полевой дневник для записи исследований и прошли инструктаж в визит-центре заповедника, расположенном в деревне Боровка. «У любого научного сотрудника во время проведения научных исследований есть свой полевой дневник. Там он записывает погодные условия, встречные виды, территорию, водные объекты и другие важные детали», – отметила Вероника Бабина, начальник отдела экологического просвещения ФГБУ «Государственный заповедник «Нургуш».

В Боровке менделеевцы посетили музей «Легенды Нургуша», где познакомились с историей и экономикой региона, особенностями его флоры и фауны. В музее Йети, созданном по следам бума поиска Снежного человека, захватившего в десятых годах нашего столетия и Нургуш, дискутировали о мифах и фейках, лженаучных теориях и генетических мутациях.    

Траектория перового полевого выхода пролегала через луга и лесную территорию охранной зоны заповедника. Отряд дошёл до озера Старица, где совершил привал. По пути под руководством научного куратора участники экспедиции определяли виды растений, знакомились с животным миром леса, учились различать голоса птиц. Экспедиция подарила встречу с редкими краснокнижными видами, среди них – кулик сорока, ирис дикий, грушанка крупнолистная, несколько видов орхидей. Особое внимание привлекли результаты антропогенного влияния: до придания территории охранного статуса здесь в промышленных масштабах велась подсочка деревьев и добывалась смола.

«Пойма Вятки в районе с. Боровка – это своеобразный природный комплекс. Здесь находится сплошной массив чудом сохранившихся коренных ненарушенных широколиственных лесов, проникших семь – десять тысяч лет назад по реке Вятке до своего самого северо-восточного предела в европейской части России. Животный мир богат и разнообразен: здесь обитают лось, кабан, медведь, енотовидная собака, бобр и ондатра», – отметила методист по экологическому просвещению Ярослава Синцова.

Заповеднику принадлежит ещё одна территория в Кировской области, расположенная в 370 км от Боровки. На территории Тулашора, самого южного из сохранившихся массивов старовозрастных лесов в Европе, водятся росомахи, а в реках встречается золото. Об этих фактах рассказала Вероника по возвращении в визит-центр заповедника, подкрепив рассказ демонстрацией научно-популярного фильма.

Затем дети и взрослые расположились в «Комнате травницы», где учились определять животных, населяющих Нургуш, по фрагментам шкуры, рисункам следов и перьям, составляя полный портрет исследуемых видов.  Научные сотрудники обратили внимание детей на перо орлана-белохвоста – самой крупной хищной птицы на территории Кировской области, занесённой в Красную книгу. Размах крыльев этой птицы достигает двух метров. 

Популяризацией науки участники занимались даже во время ужина. Проект сети ИЦАЭ «Научный холодильник» в мини-формате был посвящён сахарной вате. Эксперты – учитель химии, повар и футоролог – каждый со своей стороны рассказывали о любимом всеми блюде. Таким образом, ребята узнали не только об интересных фактах о сахаре, но и познакомились с новым для себя форматом научно-популярного ток-шоу и увидели, как его можно организовать даже в полевых условиях.

День завершился заполнением дневников наблюдений, работой с определителями растений и животных и вечерними разговорами о главном.

Второй день экспедиции привёл команду «менделеецвев» на смотровую площадку озера, где участники описывали прибрежные биоценозы и занимались бёрдвочингом с элементами научно-исследовательской работы. На основе уже изученного материала у Заячьей поляны заповедника, где любят отдыхать лоси, экспедиция провела геоботаническое исследование.  «На этом участке мы определили фитоценоз – хвойно-широколиственный лес, обнаружили следы жизнедеятельности животных», – поделился своими наблюдениями семиклассник Сева, участник экспедиции.

«Прошедший учебный год был сложный, но насыщенный. Дети узнали много нового, побывали в интересных местах, получили уникальный опыт, научились делать проекты. Четверо школьников из «менделеевских» классов поедут на Байкал», – отметила Екатерина Окатьева, руководитель проекта.

«Я никогда раньше не принимала участие в таких экспедициях и очень довольна поездкой. Я узнала о не только о разных птицах и растениях», – рассказал Соня Кощеева, участница экспедиции.

Ученики «менделеевских классов» проходят программу углубленного изучения химии, математики и экологии начиная с восьмого класса. Проект реализуется Федеральным экологическим оператором и Консорциумом вузов «Передовые эко-технологии».

В августе этого года участники «Менделеевского проекта» отправятся в экологическую экспедицию на Байкал.