Мама, я изобретатель: в Воронеже обсудили создание фруктового льда и шрифта Брайля
Воронеж
02 июня

Мама, я изобретатель: в Воронеже обсудили создание фруктового льда и шрифта Брайля

Детское творчество обычно ассоциируется с фантастическими рисунками и немного безумными идеями. Однако при должной поддержке и внимании со стороны взрослых дети могут придумывать вещи, способные изменить мир. Как раз о таких изобретениях 1 июня, в День защиты детей, воронежцы узнали в рамках встречи «ИЦАЭ OPEN: Мама, я изобретатель».

По традиции, в начале вечера гости центра объединились в команды для того, чтобы сыграть в настольные игры от сети Информационный центров по атомной энергии. После чего состоялся просмотр детского ток-шоу «Что и требовалось доказать», в котором учёные с помощью научных экспериментов и опытов дают ответы на вопросы о том, как устроен окружающий мир, находят и развенчают научные мифы.

Главным событием вечера стал диалог гостей центра с экспертами, которые рассказали о ключевых для их сферы детских открытиях, о том, как эти разработки развивались и используются в настоящее время.

Учитель физики и робототехники, ассистент кафедры информационных технологий и цифрового образования физико-математического факультета ВГПУ Ростислав Комнатный познакомил собравшихся с историей создания первого советского робота, а также рассказал о том, чем сегодня занимаются ребята в кружках по робототехнике: «Первый советский робот был создан школьником Вадимом Мацкевичем. Произошло это в 1936 году, когда Вадиму было всего лишь 16 лет. Юный изобретатель и раньше отличался незаурядными способностями. Так, в восемь лет он уже сконструировал радиопередвижку, за что получил почётную грамоту «Ударнику труда второго года второй пятилетки». В двенадцать лет юный изобретатель создал броневичок, который умел стрелять ракетами».

О том, как был придуман шрифт Брайля, воронежцы узнали от главного библиотекаря отдела обслуживания Воронежской областной специальной библиотеки для слепых им. В.Г. Короленко Натальи Шармазанян.

«В настоящее время для записи шрифтом Брайля существует специальный прибор. Плотный лист бумаги зажимается между двумя металлическими пластинами с прямоугольными отверстиями – 18 строк по 24 клетки. Прибор открывается и закрывается по принципу книги, ­– отметила эксперт, продемонстрировав его. – Для письма используется грифель – специальное приспособление, напоминающее шило».

Кроме того, спикер рассказала о сложностях, с которыми приходится сталкиваться при изучении шрифта: «При чтении по системе Брайля необходимо распознавать буквы подушечками пальцев. Тем, кто работает руками или часто играет на гитаре, это даётся особенно тяжело — из-за огрубевшей кожи не чувствуется разница между буквами. При изучении шрифта взрослым часто помогают какие-то ассоциации из их предыдущего опыта. Поздно ослепшим гораздо проще объяснить зеркальность письма и чтения по Брайлю, так как они это могут легко представить. Детям же часто приходится сначала объяснять смысл самой зеркальности».

В завершение вечера биотехнолог, доктор технических наук, профессор ВГУИТ Наталья Родионова раскрыла секреты фруктового льда: «Это лакомство знакомо абсолютно всем, к тому же его легко сделать в домашних условиях. Фруктовый лёд прекрасно освежает во время жаркой прогулки и несёт минимальный уровень калорий – менее 100. Пожалуй, на этом его плюсы заканчиваются. В настоящее время всё чаще «фруктовый лёд» состоит из ароматизаторов, красителей и вкусовых добавок, смешанных с очищенной водопроводной водой, кислотами и стабилизаторами, для длительного хранения. Этот удачно скомбинированный состав замораживается, красочно упаковывается и продаётся. Пользы от него никакой быть не может, а вот вред немалый. Накопление большого количества пищевых добавок в организме влияет на обмен веществ и оказывает канцерогенное воздействие».

«ИЦАЭ OPEN» — еженедельный проект сети ИЦАЭ. В программу «открытых четвергов» входят научно-популярные лекции, мастер-классы, научные прогулки и квесты, настольные и интеллектуальные игры для посетителей всех возрастов.