«КСТАТИ» в Красноярске: нейроэстетика прекрасного и рентген на ткани
Красноярск
23 октября

«КСТАТИ» в Красноярске: нейроэстетика прекрасного и рентген на ткани

Как изображения изменили науку? Какие техники позволяют создавать фотографии на ткани? Почему история – это настоящая наука? Откуда берут своё начало эволюционные корни чувства прекрасного? Эти и другие темы обсудили в Красноярске вместе с учёными во второй день фестиваля «КСТАТИ» 22 октября. Фестиваль организован Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска при поддержке Госкорпорации «Росатом».

День начался с лекции Егора Задереева, кандидата биологических наук, руководителя группы научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН, популяризатора науки. Он рассказал об изображениях, без которых прогресс современной науки был бы невозможен.

«Познавая мир, мы в основном опираемся на свои органы чувств. Однако существует множество оптических иллюзий, рассматривая которые наш мозг передаёт одно, а глаза совершенно другое. Получается, органы чувств могут нас обманывать», — объяснил спикер. По словам эксперта, если бы летучая мышь занималась наукой и пыталась построить цивилизацию, мир был совсем иным.

Егор также отметил, что с развитием технологий расширился и наш кругозор: теперь, разглядывая объект в электронный микроскоп, мы понимаем уже не только, что это за объект, но и можем определить, из какого количества атомов и молекул он состоит.

«У нас в институте с помощью технологий генной модификации обычной кишечной палочке добавили ген, который заставляет её синтезировать светящиеся белки. Их можно использовать для разных целей. Например, в виде специальной смеси можно распределять эти белки в организме и с их помощью находить, подсвечивать и точечно удалять злокачественные опухоли», – рассказал эксперт.

В продолжение дня на площадке ИЦАЭ Красноярска состоялся воркшоп «Цианотипия: рентген как произведение искусства» художницы и сотрудницы Музейного центра «Площадь Мира» Анастасии Безвершук. Технология представляет собой бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка. Разработанная в XIX веке английским физиком Джоном Гершелем техника для печати чертежей сейчас достаточно распространена среди фотографов. На мастер-классе под руководством Анастасии участники создали небольшие полотна с отпечатками различных растений, которые проявились под ультрафиолетом.

Анастасия рассказала, как познакомилась с цианотипией и как менялось её собственное видение этой техники: «В определённый момент мне показалось недостаточно простого рисунка, поэтому я стала украшать работы бисером и вышивкой, придавая им новые смыслы. А потом, вдохновившись поездкой в Железногорск на атомное предприятие, стала использовать в комбинации с этой техникой ещё рентгеновские снимки, фотографии и отпечатки растений».

О том, как не попасться на удочку лженауки и шарлатанов, что такое исторический источник, почему настоящий историк всё критикует и как всё-таки узнать, что было на самом деле, рассказал в своей лекции кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений, младший научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УГИ УрФУ, популяризатор науки Антон Кочнев.

«Историк – это человек, который никому не верит. И вообще каждый человек должен критически анализировать всю информацию. Это помогает избежать множества мифов», – подчеркнул эксперт. Спикер призвал слушателей воспитывать критическое мышление, проверять достоверность источников и оценивать профессиональную подготовку специалиста.

«Знание фактов не делает человека историком. Факт, дату можно посмотреть в Википедии. В голове всё держать невозможно. Историком делает человека методологическая подготовка и умение работать с информацией», – резюмировал Антон Кочнев.

Второй день фестиваля завершился лекцией «Нейроэстетика прекрасного» от известного натуралиста, популяризатора науки, автора и ведущей видеоблога «Всё как у зверей» Евгении Тимоновой. Вместе с экспертом слушатели разбирались, откуда в природе столько красоты, почему одно нам кажется привлекательным, другое – совсем нет, а третье – и вовсе пугает.

По словам Евгении, наш мозг обладает встроенной системой усиления контрастности, что позволяет выделять отдельные объекты, например, леопарда, которого в природе сложно заметить. Этот факт гостья фестиваля доказала простым сравнением двух фотографий, которые она предварительно обработала в программе. Большинству зрителей понравился снимок с увеличенной яркостью.

«Красота – страшная сила», – утверждает натуралист. В подтверждение этого она рассказала о рыбах, которые обитают на коралловых рифах.

«Просторы океана довольно пусты, и рифы здесь, как оазис в пустыне, своего рода мегаполис, где происходит много всего, где есть убежище, возможность найти еду. Яркая плакатная раскраска рыб – это способ сообщить, что место занято, отпугнуть конкурентов. Однако в период размножения некоторые виды рыб способны подавлять яркость, чтобы привлечь партнёра», – поделилась Евгения.

Спикер также акцентировала, что при виде часто повторяющихся узоров – мелкой крапинки или ломаных тонких линий – картинка в нашем восприятии начинает немного «плясать» в соответствии с узором, и мозгу это «нравится». Чем чаще или динамичнее ритм рисунка, тем больше вероятность того, что при долгом созерцании мозг «сломается», и рисунок начнёт приобретать выпуклые или вогнутые очертания.

Человеку импонирует видеть глаза, так как это привычно с детства, со взгляда мамы. Это начало эмпатии. Но мало просто наслаждаться взглядом – также важно, какую эмоцию он передаёт. Например, на павлиньем хвосте «глаза» передают максимально тёплые эмоции, поэтому мы получаем от этого особое удовольствие, как и самка павлина в природе, а вот на некоторых видах осьминогов наоборот – окраска выглядит как пугающий «взгляд».

Фестиваль науки «Кстати» продлится до 23 октября. На площадке ИЦАЭ, в детском технопарке, музыкальном пространстве пройдут уникальные научно-популярные события, в том числе воркшоп по цианотипии, лекции известных популяризаторов науки Евгении Тимоновой и Станислава Дробышевского и читка научной пьесы учёными и профессиональными актёрами Science Drama.

С подробной программой фестиваля в Красноярске можно ознакомиться на сайте: krsk.kstati-fest.ru.