Красноярским школьникам рассказали, есть ли жизнь после ЕГЭ
Красноярск
24 июня

Красноярским школьникам рассказали, есть ли жизнь после ЕГЭ

Есть ли жизнь после ЕГЭ? Как выбрать подходящий вуз и образовательную программу? Как понять, нужен ли год отдыха после школы? Что такое gap year и почему это не страшно? Что делать, чтобы ожидания от студенческой жизни максимально совпали с реальностью? Ответы на эти и другие вопросы узнали слушатели-старшеклассники в рамках Public talk «Есть ли жизнь после ЕГЭ?», прошедшего 23 июня в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска.

Мероприятие представляло собой череду мини-выступлений студентов российских вузов различных специальностей – от технических до гуманитарных. Ребята рассказывали о своём поступлении и выборе образовательной программы, делились студенческими лайфхаками, опытом участия в работе студенческих организаций, а также объясняли, в чём состоит отличие учебы в университете от школьного формата, и с какими трудностями можно столкнуться в связи с этим. Часть выступлений была организована в онлайн-формате, чтобы у старшеклассников была возможность пообщаться со студентами не только красноярских, но и иногородних вузов.

Одним из важных посылов, который спикеры-студенты старались донести до слушателей, стало понимание того, что жизнь не линейна, и что выбор, сделанный после 11 класса, не определяет будущее раз и навсегда. Чтобы более полно раскрыть эту мысль, были приглашены студенты, которые имели опыт перевода, перепоступления и в целом смены специализации и своей образовательной траектории.

Иван Селезнёв, студент факультета экономической безопасности СФУ рассказал, как важно сделать всё, что зависит непосредственно от выпускника на экзаменах, и не тревожиться во время подачи документов, в частности, не проверять страницу с рейтингом поступающих каждый день. Он также подчеркнул важность получения высшего образования в целом – по его словам, это огромная возможность влиться в академическую среду, попробовать себя в написании научных статей и принять участие в различных стажировках и хакатонах, что невозможно сделать, не находясь в статусе студента.

Полина Вицинская, выпускница исторического факультета НГУ (Новосибирск), поделилась историей перевода из СФУ, отметила необходимость отслеживания всех процессов с подачей нужных документов самостоятельно, а также упомянула о важности выстраивания грамотной и продуктивной коммуникации с преподавателями. Также Полина рассказала о существовании повышенной стипендии для студентов, которые участвуют в деятельности студенческих организаций, и посоветовала не упускать возможности получить как опыт, так и приятный бонус в денежном эквиваленте.

Мария Гринько, студентка университета ИТМО в Санкт-Петербурге, рассказала об опыте поступления и учебы на факультете систем управления и робототехники. Она поведала, с какими переживаниями ей пришлось столкнуться в связи с тем, что окончание школы пришлось на период пандемии, и даты государственных экзаменов постоянно переносили. На вопрос «Что бы ты сказала себе самой в 11 классе» Мария ответила, что посоветовала бы себе успокоиться и не переоценивать значимость всего происходящего. Также Мария объяснила, почему университет ИТМО считается «неклассическим»: большая часть образовательного процесса направлена на самообучение, посещаемость занятий не учитывается при оценивании, а понятие сдачи экзамена «автоматом» просто не существует.

Следующим этапом мероприятия стало выступление профессионального психолога-психотерапевта Марии Фроловой. Она работает в интегративном подходе, в частности, занимается с подростками, находящимися в процессе подготовки к экзаменам, их сдачи и подачи документов в вуз.

В формате мозгового штурма вместе с аудиторией были выделены общие характеристики понятий «тревога» и «стресс». Затем эксперт рассказала о деструктивных установках, с которыми школьники чаще всего обращаются к психологу: «Если я не сдам ЕГЭ, моя жизнь полетит под откос», «Если я плохо сдам экзамен – я плохой», «Я буду разочарованием для родителей», «Мои низкие баллы свидетельствуют о том, что я глупый».

Психолог объяснила, что важно отслеживать подобные установки в себе и стараться помнить о том, что процесс достижения цели нелинейный, а вариантов развития событий и решений для сложившейся ситуации в зависимости от результатов экзаменов очень много, и один «недостаточно хороший» результат не определяет все последующие события в жизни.

Мария подчеркнула, что очень важно не оценивать себя через полученный на экзамене балл: «Каждый из вас – гораздо больше, чем результат ЕГЭ. Вы, в первую очередь – личность. Не забывайте об этом».

Екатерина Абазова, студентка факультета теплоэнергетики политехнического института СФУ, рассказала о том, как важно отделять любопытство и желание узнать, как что-то устроено, от желания связать с этой сферой свою профессиональную деятельность. На третьем курсе она поняла, что всё, что она хотела знать о работе тепловых электростанций, она уже получила на первых двух курсах во время самостоятельного планирования и построения ТЭС, а сугубо специализированные дисциплины ей не кажутся интересными, поэтому сейчас Екатерина собирается поступать в вуз заново.

Рассказ следующего спикера, Полины Шульженко, стал ярким примером того, как человек полностью сменил вектор своего обучения. Последние два года школы Полина активно готовилась к ЕГЭ по обществознанию и истории, поскольку хотела заниматься государственным управлением и таким образом менять жизнь людей к лучшему. Однако, поступив на направление управления и аналитики в государственном секторе в Высшей школе экономики, она поняла, что ей не подходит формат подачи материала и что ей хочется помогать людям с другой позиции и стать профессиональным медиком.

Полина поделилась опытом пересдачи государственных экзаменов и рассказала, как нелегко было отстоять своё решение перед родителями. Сейчас она учится в красноярском медицинском университете и работает в Краевой клинической больнице.

«Мне кажется, что во время обучения в вузе нужно как можно раньше сделать две вещи – съехать от родителей и начать работать. Первый аспект очень важен для сепарации, потому как необходимость самому заботиться о своем быте делает человека по-настоящему взрослым. А работа, особенно в той сфере, которая напрямую связана с профилем обучения, помогает видеть в реальной жизни то, что остальные студенты читают лишь на страницах учебника», – подчеркнула Полина.

В завершение вечера менеджер по развитию ИЦАЭ Красноярска Аиша Галынская рассказала о практике gap year – когда выпускник по окончанию школы принимает решение посвятить будущий год не учебе в вузе, а поиску себя, пониманию, чего действительно хочется от будущей специализации, а также первым пробам настоящей работы или стажировки.