«Космос ближе, чем мы думаем»: саратовцам рассказали об астрономии
Саратов
30 апреля

«Космос ближе, чем мы думаем»: саратовцам рассказали об астрономии

Об исследованиях и покорении космоса, а также о мифах и заблуждениях, с ними связанных, рассказал саратовцам 27 и 28 апреля астрофизик Дмитрий Эпштейн. Организовал мероприятие Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Саратова в рамках федерального проекта «Энергия науки».

На традиционном четверговом Public Talk на радиостанции «Серебряный дождь» 27 апреля Дмитрий Борисович поведал о том как пришёл к популяризации астрономии, о популярности и непопулярности данной науки у людей. Слушатели эфира активно задавали вопросы. Почему астрономия такая обособленная? Почему эту науку то добавляют в школьную программу, то убирают оттуда? Для чего человеку нужно знание астрономии и насколько она важна в целом для развития?

Были и вопросы, касающиеся распространенных заблуждений о космосе, например, о существовании неопознанных летающих объектов (НЛО).

«НЛО, да оно есть, но нужно понимать, что это аббревиатура. В мире имеются сообщества людей, их миллионы, которые регулярно осознанно смотрят на небо, называются они — любители астрономии. Для тех, кто действительно интересуется астрономией, нет неопознанных объектов. Так как у них есть каталог, где они смотрят, что это за объект, и сверяют по ряду признаков, и объекты перестают быть неопознанными» — ответил Дмитрий на вопрос слушательницы.

Посмотреть запись эфира можно по ссылке.

Вторым в списке мероприятий стало посещение саратовского Физико-технического лицея №1, где для учащихся пятых классов Дмитрий Эпштейн прочитал лекцию «Звери в космосе». Школьники узнали множество интересных фактов о животных-испытателях, благодаря которым в космос смогли полететь люди, о подготовке к полётам собак, обезьян, кошек и черепах, а также о том, какие страны занимались разработкой космических программ.

Ученики так увлеклись темой, что задали много вопросов эксперту, а после окончания лекции попросили автограф-сессию и долго не хотели отпускать Дмитрия Эпштейна.

Вечером того же дня Дмитрий Борисович прочитал в ИЦАЭ Саратова открытую лекцию «Телескопы и что в них видно».

Что можно увидеть в небе? Что нам мешает смотреть? Когда появились первые наблюдения за небесными телами и кто изобрел первые телескопы? Обо всём этом и не только поведал в своем выступлении Дмитрий Эпштейн. На лекцию собрались жители Саратова и Энгельса. Несмотря на позднее время, многие пришли с детьми, т.к. после лекции слушатели могли на улице понаблюдать под руководством астрофизика за небесными телами.

О мифах космического масштаба Дмитрий Эпштейн рассказал старшеклассникам Гимназии №1 на финальной лекции 28 апреля.

Гимназисты узнали, какие заблуждения, связанные с космосом, до сих пор бытуют в обществе. Почему до сих пор люди путаются и ошибаются, когда говорят о Луне, Солнце, планетах и других космических объектах. И почему вообще вокруг темы космоса так много мифов.

Учащихся поразили многие факты, рассказанные на лекции. Например, миф о наблюдении землянами «тёмной стороны Луны». Под «тёмной стороной Луны» часто ошибочно понимают её обратную сторону — которая, несмотря на то что всегда находится на противоположной стороне от Земли, на самом деле видит столько же солнечного света, сколько и обращённая к Земле сторона. И когда обратная сторона Луны освещена Солнцем, то «наша сторона» почти не освещена и является тёмной. Это объясняется тем, что Луна вращается вокруг своего родителя – Земли – и вокруг своей оси с одинаковой скоростью, т.е. «приливно заблокирована» по отношению к нашей планете. Тем не менее землянам не нужен космический аппарат, чтобы увидеть обратную сторону Луны. Из-за того, что Земля шире Луны, двигаясь по своей орбите, Луна то приближается, то отдаляется и при этом немного покачивается из-за притяжения других планет и Солнца, поэтому за один месяц можно увидеть около 59% поверхности Луны.

Интересным для ребят стало задание проиллюстрировать расстояние от Луны до Земли с помощью рублевой монетки, обозначающей Луну, и мячика в форме Земли. Гимназисты с восторгом выясняли, на какое расстояние монетка и мячик должны быть удалены друг от друга в масштабе класса. Кроме того, они узнали, сколько планет может поместиться в промежутке от Земли до Луны.

«Я как учитель физики и классный руководитель переживала, что дети не смогут понять материал в силу не всех изученных тем по физике. Но Дмитрий так интересно рассказывает, понятно, с фактами, наглядно показывает. Дети с ним беседуют, отвечают на вопросы, сами задают вопросы, живая лекция-дискуссия получилась. Я увидела искреннюю заинтересованность у ребят, они даже телефоны не доставали, настолько вовлеклись в процесс. А сколько вопросов они после лекции задали! Спасибо Дмитрию Борисовичу и организаторам за уникальную возможность послушать лекции вживую», — поделилась эмоциями учитель Гимназии №1 Ольга Полонеева.

«Энергия науки» — федеральный проект сети Информационных центров по атомной энергии, направленный на популяризацию науки в регионах. В рамках выездных сессий на площадках российских Информационных центров по атомной энергии организуются лекции и дискуссии с участием ведущих российских учёных, популяризаторов науки, научных журналистов и экспертов в области образования.