Как рождаются байки и почему мы верим в привидения: в Екатеринбурге обсудили городские легенды
Екатеринбург
28 октября

Как рождаются байки и почему мы верим в привидения: в Екатеринбурге обсудили городские легенды

В преддверии Хэллоуина, 28 октября, в Информационном центре по атомной энергии Екатеринбурга состоялся тематический вечер «ИЦАЭ OPEN», посвященный городским легендам и байкам. Мероприятие прошло в рамках фестиваля «Время открытий».

Сперва гости центра сыграли в игру «Красиво атомы сложились», посвященную символам города. Команды отгадывали имена знаковых для города людей, названия уральских блюд и улиц.

После игры состоялась лекция «Екатеринбург в легендах» от Анны Шустиковой, научного сотрудника Музея истории Екатеринбурга.

По преданию, место для Екатеринбурга Василию Никитичу Татищеву показала Чудская царица, предводительница древнего народа, когда-то ушедшего под землю.

Реальная история поиска места для строительства завода и города оказалась не так красива: Татищев собрал комиссаров и инженеров Уктусского завода, чтобы изучить местность и выбрать оптимальную локацию.

«Но нам ведь не хочется верить в настоящую историю, нам хочется верить во что-то красивое», — заключила лектор.

Также Анна Шустикова отметила, что Татищев, вокруг которого всегда было много легенд, сам любил создавать новые. Например, он был первым русским учёным, собравшим сведения о мамонте и ознакомившим мировую научную общественность с этим загадочным зверем. В своей статье «Сказание о звере мамонте» Татищев задокументировал рассказы местных жителей и горных инженеров, осмотр и измерение найденных костей, свои рассуждения, умозаключения и догадки.

Так для местных жителей мамонт был «подземным зверем», роющим с помощью своих «рогов» почвенные ходы (ведь его останки находили под землёй).

Самыми популярными городскими легендами лектор назвала байки про клады, подземные ходы и привидения. А «существование» последних объяснила член Ассоциации Когнитивно-поведенческих психотерапевтов, семейный психолог и виктимолог Рамиля Аксёнова.

«На самом базовом, биологическом уровне «существование» привидений объясняется обеспечением нашего выживания. В ситуации непонятной, сложной, все наши органы чувств обостряются и иногда наше сознание излишне усердствует. В ситуации стресса, представьте себе –  сумрак, темнота, духота, непривычные странные звуки и запахи, мы вполне можем фиксировать мельчайшие моменты и интерпретировать их гиперболизировано. Шевельнулась паутина, скрипнула старая половица, сквозняк из щелей –  моментально достраиваем фантастический образ, готовы к реакции «бей-беги-замри»», –  объяснила психолог.

По её словам, мы и в обыденной жизни можем это фиксировать: «Кто из нас не сталкивался с парейдолией – это когда мы видим, например, изображения лиц там, где их нет и не было. Или когда слушаем песню на неизвестном нам языке, пытаемся понять, на что это похоже, «как нам это послышалось»».

Чем нестабильнее ситуация в обществе, чем тревожнее и неувереннее ощущают себя люди, тем больше интерес к эзотерическому, пояснила Рамиля Аксёнова.

«Вера в потустороннее, духов, привидений и призраков – неотъемлемая часть культурного кода. Чаще всего это ведь не просто призрак и всё. Нет, к этому прилагается история! Истории о незавершенности, неупокоенности, привязанности, а иногда фигуры выступают как регуляторы поведения живых», – добавила эксперт.

Она отметила, что зачастую мифы и легенды – это ещё и отличная коммерческая история. Побыть рядом с чем-то, прикоснуться к непознанному, развлечь себя, пощекотав нервы – важная часть туризма. Без мистики многие здания были бы не интересны обывателю. И уж, конечно, коли человек заплатил, так найдёт себе подтверждение, что там «нечто есть». Ведь другие рассказывают, что видели это, слышали, ощущали.

«Обратим внимание и на важный аспект: объектами с прилагающимся привидением обычно является каждое уважающее себя здание почтенного возраста. Если же мрачными подробностями обрастает условная новостройка, то, пожалуй, стоит обратить внимание на физико-химические показатели – может быть, дело не в проклятиях погибших строителей, а в токсинах, плесени, газах и прочих опасных веществах», – подчеркнула Рамиля Аксёнова.

Снимки с мероприятия будут доступны в ВК

В сентябре в сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) стартовал проект «ИЦАЭ OPEN». Каждый четверг все центры сети – от Калининграда до Красноярска – работают в формате открытой площадки для любителей науки. Гостей центров в эти дни ждут разнообразные мастер-классы, лекции, научно-популярные ток-шоу и игры.