Используй или потеряешь: в Новосибирске поговорили о нейропластичности мозга
Новосибирск
27 января

Используй или потеряешь: в Новосибирске поговорили о нейропластичности мозга

От чего зависят интеллектуальные способности человека: от размеров мозга, количества нейронов в нём или от эффективности нейронных связей? Какие свойства мозга позволяют человеку быстро обучаться и какую роль в этих процессах играет музыка? Вопросы, ответы на которые ищут учёные, интересовали участников лекции «Как музыка учит мозг учиться», которая 26 января прошла в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска.

Врач-невролог, сомнолог, специалист клиники «Сибнейромед» Ксения Доронина и музыкант и преподаватель Анна Иванникова главный акцент в выступлении сделали на нейропластичности – способности мозга изменяться под воздействием опыта и условий среды, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия.

Своё выступление спикеры начали с того, что развеяли одно из популярных заблуждений, которое касается связи размера мозга и интеллектуальных способностей человека.

«Неверно оценивать интеллект по размерам мозга. Например, вес новорождённых детей может варьироваться от двух с половиной до четырёх килограммов, и их мозг будет разным по размерам. Но говорить о том, что интеллект ребёнка с весом мозга 500 граммов будет выше, чем у новорождённого с мозгом в 300 граммов, неправильно. У обоих примерно одинаковое количество нейронов при рождении. А вот то, как будет развиваться мозг, как активно будут наращиваться нейронные связи – это повлияет на интеллект в будущем», — пояснила Ксения Доронина.

Любое обучение как раз и является следствием и причиной развития нейропластичности. Чем больше мы обучаемся новому, тем быстрее мы обучаемся. И, конечно, важно обращать внимание на то, чем заполнен наш мозг, какой информацией.

«Ведь если мы заполняем мозг чем-то незначительным, тем, что не улучшает наши мыслительные способности, то дегенеративным изменениям проще что-то от нас отщипнуть», — отметила Анна Иванникова.

Во время лекции спикеры сделали акцент на основных принципах нейропластичности, не только перечислив их, но и пояснив, как они работают.

«Если мы приобрели навык, но не используем его или используем нерегулярно, то он, скорее всего, потеряется. Чтобы навык наращивался, нужны регулярные занятия. Это очень ярко видно на примере занятий музыкой, когда результат приходит только при многократных упражнениях. Это касается всего, чему учится человек: полученные навыки надо регулярно использовать, чтобы они не утратились», — объяснила Анна Иванникова.

Очень важны такие принципы, как повторение и интенсивность. Повторение необходимо для формирования долговременной памяти и закрепления навыка, а интенсивность занятий (частота) необходима для значительных изменений в структуре мозга.

«Мы, музыканты, привыкли к тому, если хочешь получить результат, готовься повторять. Для музыканта это нормальная практика, которую он потом при необходимости легко переносит на другие сферы деятельности», — поделилась своим опытом Анна Иванникова.

И ещё один важный принцип – это внимание. Ксения Доронина снова напомнила слушателям о существовании кратковременной и долговременной памяти и о том, что долговременная память как раз и формируется на основе внимания, сосредоточенности, погружённости в процесс, которым в данный момент занят человек.

А Анна Иванникова подкрепила это примерами: «Грамотные музыканты – это не те, кто находится в потоке, в музыке это не работает. Взять, к примеру, двухголосные полифонии, где все голоса равнозначны. У каждого голоса есть свои фразы с концом и началом. И эти голоса друг с другом разговаривают. На этом строится музыкальное произведение. И музыканты должны одновременно вести такой диалог, держать его в голове – какой голос громче, тише, какой ведёт, какой молчит. Это всё не пускается на самотек, это всё контролируется. Представляете, какое внимание и какая сосредоточенность!»

И, конечно, всё, что делает человек, должно ему нравиться, приносить удовлетворение.

 «В таком случае вырабатывается серотонин, и мы получаем положительное подкрепление. На рефлекторном уровне мы понимаем, что это правильно и полезно.  Тогда и внимание прекрасное, и хочется регулярных занятий, и новое что-то пробуешь. Всё это в совокупности развивает нейропластичность мозга и позволяет нам сохранить своё здоровье на долгие годы», — завершила лекцию Ксения Доронина.

ИЦАЭ Новосибирска регулярно организует научно-популярные лектории для жителей и гостей города. Лекция «Как музыка учит мозг учиться?» стала частью программы «ИЦАЭ OPEN: для мозга». Каждый четверг во всех центрах сети ИЦАЭ проходят лекции, научно-популярные ток-шоу, мастер-классы и интеллектуальные игры, принять участие в которых может любой желающий.