Искусство коммуникаций, химия красок и раскопки: в Красноярске открылся фестиваль науки «КСТАТИ»
Красноярск
22 октября

Искусство коммуникаций, химия красок и раскопки: в Красноярске открылся фестиваль науки «КСТАТИ»

В Красноярске стартовал первый фестиваль науки «КСТАТИ», организатором которого является Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска при поддержке Госкорпорации «Росатом».

Темой первого фестиваля в Енисейской Сибири стало искусство науки. В течение трёх дней жителей и гостей города ждут встречи с известными учёными и популяризаторами науки, выставка фотографий и арт-объектов, ток-шоу «Разберём на атомы», премьера научно-музыкального шоу «Квадрат эволюции», читка пьесы Science Drama, воркшопы и лекции.

Фестиваль начался 21 октября с открытия выставки «Искусство науки». В течение трёх дней гости смогут познакомиться с science art работами молодых красноярских художников: послушать и самому наиграть музыку скалы, понаблюдать за муравьиной фермой, полюбоваться украшениями, изготовленными на 3D-принтере, а также погрузиться в науку через объективы фотокамер, а не с помощью привычных чисел и формул.

В рамках выставки также представлены работы, выполненные художницей Анастасией Безвершук в необычной технике – цианотипия. «Это почти как фотография на ткани, без серебра, а изображение получается голубого оттенка», – рассказала Анастасия.

На одном из объектов изображён рентгеновский снимок лёгких. По словам художницы, на его создание она вдохновилась поездкой в Железногорск, где узнала, что за год работы на пункте глубинной изоляции жидких радиоактивных отходов сотрудники максимально могут получить дозу облучения равную двум рентгеновским исследованиям.

Продолжился первый день фестиваля встречей в формате Public talk «Коммуникации как искусство». Руководитель пресс-службы Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО) Никита Медянцев и заместитель генерального директора коммуникационного агентства «АГТ-Сибирь» Кирилл Логинов рассказали о пиаре и трендах, о том, как как изменились коммуникации в период пандемии, поделились опытом выхода из кризисных ситуаций.

По словам Кирилла Логинова, не обязательно выполнять все предписания вузов, чтобы быть хорошим коммуникатором, главное – иметь предрасположенность и интерес к общению с людьми, уметь сводить их. «Пресс-релизы есть, и как способ архивирования информации они никуда не уйдут. Но написать пресс-релиз, чтобы просто показать, что вы умеете красиво писать, – в этом смысла нет. Важно использовать и другие каналы коммуникации», – посоветовал эксперт.

Про важность быть искренним и правдивым упомянул и Никита Медянцев: «Подлинность делает искусство уникальным. А главный критерий эффективной коммуникации – донесение до целевой аудитории неискаженного – подлинного – смысла».

Сразу после окончания Public talk началась лекция «Химия красок» в детском технопарке «Кванториум». Здесь эксперт фестиваля, преподаватель «Кванториума» Татьяна Трофимова рассказала об истории развития красок, изменениях их химического состава от древности до современности и вместе с аудиторией попыталась разобраться, связаны ли наука и искусство, равны эти два понятия или совершенно противоположны.

По словам Татьяны, первым цветом, осознанно применяемым для рисования, стал чёрный, и это вполне понятно. «Люди использовали огонь, огонь давал угли, угли применялись для наскальных рисунков в древности. Уже позже, найденные, так сказать, под ногами у людей, появились оттенки животного мира: гематит (оранжевый) и охра (желтоватый)», – рассказала эксперт.

Первым же синтетическим оттенком стал египетский синий, идентифицировать который на предмете искусства можно благодаря его сильной люминесценции в ближнем инфракрасном диапазоне. 

Во время лекции художница Любовь Чельтёмова на глазах у зрителей писала настоящий авторский шедевр с изображением осенней природы Красноярского края. Художница использовала современные синтезированные пигменты, которые изготовила сама – например, жёлтый оттенок создан из отфильтрованного раствора соды и калия, а основа – с помощью масла из сложных и ненасыщенных кислот – олеиновой или линоленовой.

Отвечая на вопросы участников о дороговизне красок, Любовь Чельтёмова рассказала, что стоимость акварельной краски очень высока, но её расход по сравнению с масляной, например, значительно ниже: «Тюбик профессиональной акварельной краски стоит 1500₽, а масляной — 250₽, при этом акварельную я израсходую за полгода, в то время как масляную – за один присест».

Трое экспертов из разных городов, три коротких и ярких лекции и одна тема –первый день фестиваля продолжился фирменным ток-шоу сети ИЦАЭ «Разберём на атомы: раскопки». Каждый эксперт «разобрал» тему с точки зрения своих профессиональных интересов. Модератором ток-шоу выступил новосибирский пиарщик Кирилл Логинов.

Историк из УрФУ Антон Кочнев поведал, как проходят современные полевые исследования, чем учёных порадовал нынешний сезон и почему археология – это круто. Также спикер рассказал, чем археология отличается от палеонтологии и каким образом специалисты определяют места потенциальных палеонтологических местонахождений: «Есть геологические карты – мы понимаем, где выходят те или иные геологические слои. Но есть и место случайности. Например, пещера Таврида, где недавно был обнаружен череп древней гиены, была найдена случайно во время строительства дороги простыми рабочими».

От руководителя пресс-службы НО РАО Никиты Медянцева жители узнали о том, что сегодня в Железногорске строится уникальная подземная исследовательская лаборатория, которая имеет значение для всей мировой науки. «Мы идём под землю, чтобы разыскать информацию – можно ли туда положить радиоактивные отходы. Кроме того, этот научный объект должен дать нам знания о технологиях, которые можно будет использовать не только на Земле, но и в космосе», – отметил Медянцев.

В свою очередь инженер, преподаватель «Кванториума» Андрей Пирогов рассказал про «космические раскопки» – про то, что сейчас берут пробы грунта на Луне (и под её поверхностью), на Марсе (там работают передвижные лаборатории). Также японские космические аппараты доставляют на Землю грунт с астероидов. «На Венере бурить неинтересно – там высокая температура. Меркурий – та ещё горячая штучка. В общем, мы ограничены технологиями своего времени», – добавил Андрей Пирогов.

Завершился первый день фестиваля премьерой научно-музыкального шоу «Квадрат эволюции: мифы» в пространстве YUSHIN BROTHERS. Здесь историк из Уральского федерального университета Антон Кочнев разобрал популярные мифы об истории России, а скрипач и композитор Никита Дёмин – мифы из мира музыки. Под звуки электроскрипки научный и музыкальный сторителлинги сплелись друг с другом подобно двойной спирали ДНК.

Никита Дёмин на шоу подробнее разобрал термин «классическая музыка», под которым имеется в виду музыка академическая. Он пояснил, что обычно под «классикой» понимают европейскую музыку, а на самом деле существуют ещё арабская и китайская классика.

Ещё музыкант развеял миф о том, что классика – вечная: «Это, наверное, такая же история, как с театром: мы приходим на интерпретацию видения разных произведений разными людьми. Только проблема интерпретации музыкальной классики в том, что её сложно воспринимать на слух – у неё везде одинаковая громкость. А классика – это такой вариант музыки, который требует того, чтобы её чувствовали, думали над ней».

Антон Кочнев начал с мифов о Древней Руси – о происхождении самого её названия, идентификации древней столицы, славянском язычестве. «Никто никогда не изучает только один источник. Если мы встречаем какой-то факт, упоминающийся в нескольких источниках, то в одном он будет преумножен, в другом – гиперболизирован, в третьем – недооценён. И это означает одно – этот факт был», – утверждает историк.

Учёный также подчеркнул, что именно с мифов начинается падение уровня критического мышления человечества – люди начинают верить в гомеопатию, становиться антипрививочниками и делать астрологические карты.

Фестиваль науки «Кстати» продлится в Красноярске до 23 октября. На площадке ИЦАЭ, в детском технопарке, музыкальном пространстве пройдут уникальные научно-популярные события, в том числе воркшоп по цианотипии, лекции известных популяризаторов науки Евгении Тимоновой и Станислава Дробышевского, читка научной пьесы с учёными и профессиональными актёрами Science Drama. С подробной программой фестиваля можно ознакомиться на сайте: krsk.kstati-fest.ru.