Ижевчане поговорили об экологии Удмуртии на «ИЦАЭ OPEN. Экофакты»
Ижевск
21 марта

Ижевчане поговорили об экологии Удмуртии на «ИЦАЭ OPEN. Экофакты»

Послушать популяризаторов экологии смогли 18 марта гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Ижевска в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN» и курса повышения квалификации экологического просвещения и волонтёрской деятельности от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

В начале мероприятия участники посетили тренинг «Ораторское мастерство и искусство презентации» от журналиста и экотренера ОльгиЧураевой. Она рассказала об основной структуре публичного выступления и поделилась рекомендациями, как говорить так, чтобы твоя речь осталось в сердцах аудитории, и как пополнять словарный запас, чтобы забыть фразу «у меня слов нет это описать».

После состоялся Public talk «Экологический мониторинг в Удмуртии. Национальный проект “Экология”», на котором кандидат технических наук, доцент, заслуженный эколог Удмуртской Республики Михаил Кургузкин изложил, как, зачем и почему экологи проводят оценку фактического состояния окружающей среды и прогнозируют его.

Вся деятельность государственного мониторинга обеспечивается на законодательном уровне и для осуществления экологического мониторинга необходима лицензия Росгидромета.

«По сути, мониторинг – это отбор и анализ проб на содержание загрязняющих веществ, проводимый в лаборатории. Количественный химических анализ (КХА) – это определение концентраций веществ в тех пробах (почвы, воды, воздуха), которые мы отобрали непосредственно на площадках», — начал Михаил Георгиевич лекцию.

Для анализа проб используются множество видов мониторинга и различного рода специальные приборы. Широко применяются в исследованиях биоиндикации или биотесты. Например, для выявления серьёзных загрязнений окружающей среды (отходы, свалочные и сточные воды и т.п.) специально выращивают живые организмы (дафнии, водоросли, биолюминесцентные бактерии и др.), которые помещаются в отобранную природную среду, после чего наблюдают за реакцией организмов.

«В организацию мониторинга входит понимание, какие вещества-загрязнители мы должны определять в природной среде; в каких точках проводить исследования и с какой периодичностью, чтобы отследить, каким образом возникло загрязнение в окружающей среде. Для этого могут использоваться подфакельные замеры – точки расположения, которые должны учитывать распределение примесей и радиус их распространения там, где организуют пункты мониторинга», — объяснил эксперт.

Все виды мониторинга позволяют составить целостную картину о том, что происходит в окружающей среде. При этом важен не только этап отбора проб и определение концентрации веществ в точках, но и грамотный анализ для прогнозирования ситуации.

«Если мы перестанем заниматься мониторингом, то будут возникать лишь мнения о том, что плохо и хорошо. В этапе прогнозирования я вижу в данной ситуации очень большой потенциал активно развивающихся методов нейросетевого моделирования. То есть построение соответствующих нейросетей, их обучение на основе того, что мы уже знаем, и прогнозирование того, чего мы ещё не знаем. А постоянный мониторинг позволит их совершенствовать и обучать до цифрового двойника объекта», — пояснил Михаил Кургузкин.

В продолжении вечера специалист Минприроды Удмуртской республики Дарья Харина рассказала о системе особо охраняемых природных территорий в Удмуртии.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки, которые полностью изымаются из хозяйственной деятельности, так как всё, что там произрастает, и всё, что там живёт, ценно.

«Да, вся природа красивая и мы должны её защищать без исключения, но всё-таки существуют определённые участки, которые нуждаются в специальном мониторинге и определённом слежении. Чтобы эти уникальные объекты не утратились, мы не потеряли биологическое разнообразие, ландшафтные интересные достопримечательности и т.д.», — подчеркнула эксперт.

Для признания участка ООПТ необходимы научные исследования, по результатам которых принимаются решения о специальных охранных мерах. Они прописаны в положениях, которые учитывают индивидуальные особенности той или иной территории.

«Сейчас мы много говорим о том, что природу надо защищать. Но это ёмкое понятие, ведь даже когда мы вводим раздельный сбор отходов в нашу повседневную жизнь, мы не уменьшаем свалки, которые образуются в нашем регионе, мы уменьшаем тот мусор, который будет разлагаться – это тоже защита природы. Но ООПТ позволяет защитить именно особенные комплексы в среде обитания и животных, и растений, — объяснила Дарья, отвечая на вопрос о специальной защите ООПТ. — И важно говорить об экологии города, смотреть, чтобы процессы, которые происходят, не наносили вред самой экологии. И важно помнить, что нетронутые участки в первозданном виде должны оставаться и быть домом для тех, кто там обитает».

11 января 1917 года было принято решение создать первый ООПТ в нашей стране — Баргузинский заповедник, где обитает краснокнижный соболь. А в 1995 году на официальном уровне принят закон о системе ООПТ.

Сейчас выделяются шесть типов ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы, а также дендрологические парки и ботанические сады.

Удмуртская Республика богата особо охраняемыми территориями и лидирует по этому показателю в Приволжском федеральном округе – 9,4% от общей площади республики занимают ООПТ: два федерального значения (Ботанический сад УдГУ и Национальный парк Нечкенский); 127 регионального значения (14 заказников, один ботанический сад, два природных парка – Шаркан и Усть-Бельск – и огромное количество памятников природы); шесть особо охраняемых территорий местного значения.

«Я думала, что экологическое направление скучное и связано только с раздельным сбором отходов, знала о существовании ООПТ, но не вдавалась в подробности. После лекций мне бы хотелось углубиться в эту область и рассказать о ней школьникам. Хочется, чтобы дети перенимали опыт других людей и начали бережнее относится к окружающей среде. В ИЦАЭ Ижевска очень интересно, красиво и о сложных вещах понятно рассказывают», — поделилась впечатлениями после мероприятия учительница школы №17 Мария Салтыкова.

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Еженедельно в 18 регионах страны Информационные центры становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов. Все мероприятия сети ИЦАЭ бесплатные.