Ижевчане отправились в «космическое путешествие» вместе с Дмитрием Эпштейном
Ижевск
13 апреля

Ижевчане отправились в «космическое путешествие» вместе с Дмитрием Эпштейном

Где начинается космос? Чем наполнено космическое пространство сегодня? Какие «железяки» двигаются по земным и внеземным орбитам? Как устроены космические аппараты и какие инженерно-космические технологии применяют для их сборки? Об этом и о многом другом 11 апреля ижевчанам рассказал известный популяризатор космонавтики Дмитрий Эпштейн на тематическом вечере «ИЦАЭ OPEN. Телескоп» в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Ижевска.

На мероприятии, посвящённом Всемирному дню авиации и космонавтики, кандидат физико-математических наук, ведущий программист Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения Российской академии наук, руководитель Лаборатории астрономии Клуба юных техников Дмитрий Эпштейн прочитал лекцию «Железяки в космосе», которая прошла в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки».

«Назовите марку самого быстрого автомобиля?» — с этих слов начал свой рассказ о космосе Дмитрий Эпштейн. Им оказался электрокар Tesla Roadster, прикреплённый к ракете Falcon Heavy. Его скорость составляет более 120 000 км/ч. Помимо автомобиля, в космосе находится ещё более 7500 спутников и десятки тонн космического мусора. Если в начале 1960-х свои спутники имели только шесть стран, то на сегодняшний день легче перечислить те страны, которые еще не запустили свои аппараты в космос.

«Марс можно назвать планетой роботов. Космические аппараты, которые исследуют поверхность Красной планеты, можно разделить на три вида: стационарные, на колесах, и коптеры. Самой серьёзной проблемой для самих «железяк» на Марсе является мелкодисперсная пыль, которая выводит из строя подвижные части и оседает на солнечных панелях, затрудняя заряд аккумуляторов. Эту проблему удалось решить на марсоходе Curiosity, который оснастили радиоизотопным термоэлектрическим генератором (РИТЭГ). Этот энергетический модуль использует тепловую энергию, выделяющуюся при естественном распаде радиоактивных изотопов, и преобразует её в электроэнергию с помощью термоэлектрогенератора», — пояснил эксперт.

Солнечные батареи продолжают активно использоваться в космических экспедициях к другим планетам. Например, исследовать Юпитер отправили межпланетную станцию Juno. Сегодня это самый далёкий аппарат, работающий на солнечной энергии. Внутри Juno есть «пассажиры» — три лего-человечка, сделанные из специального алюминиевого сплава: Юпитер с молниями в руке, Юнона с увеличительным стеклом и Галилей с телескопом.

«Есть и забавные случаи. В 2006 году космический аппарат «Новые горизонты» отправили к планете Плутон, но к моменту, когда аппарат прилетел в точку назначения, научное сообщество уже пришло к выводу, что это всего лишь карликовая планета», – поделился историей Дмитрий.

Самыми же далёкими космическими «исследователями», с которыми сохранилась связь, остаются «Вояджер-2» и «Вояджер-1», продолжающие свои миссии с 1977 года.

В рамках «ИЦАЭ OPEN. Телескоп» в видеозале состоялся показ научно-популярного фильма «Солнце и жизнь Земли», снятого Ижевским астрономическим обществом и предоставленного Ассоциацией планетариев России, и была организована фотовыставка «Космос в наших сердцах» с работами ижевских астролюбителей.

«Энергия науки» – проект, созданный сетью ИЦАЭ, чтобы познакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями и сформировать у аудитории широкую картину современной научной жизни. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о самых передовых теориях, открытиях и гипотезах.