Играем Шопена – «качаем» мозг: в Новосибирске обсудили, как связаны человеческий мозг и творчество
Новосибирск
13 ноября

Играем Шопена – «качаем» мозг: в Новосибирске обсудили, как связаны человеческий мозг и творчество

Искусство ­— это не десерт. Его не оставляют на потом, с него надо начинать, так как искусство в широком смысле, или творчество в более узком формирует и развивает навыки, которые необходимы для более успешного изучения точных, естественных наук и других дисциплин. К такому выводу пришли участники лекции «Творчество — универсальный тренажёрный зал для вашего мозга», которая прошла 10 ноября в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска.

Прочитали лекцию музыкант, композитор, преподаватель музыкальных дисциплин на базе нейрофизиологии Анна Иванникова и врач невролог, сомнолог, специалист клиники Сибнейромед Ксения Доронина.

Ни для кого не секрет, что среди общеобразовательных дисциплин в школе на первом месте традиционно находятся математика и русский язык, а музыка и изобразительное искусство устойчиво располагаются на периферии.  У детей формируется мнение, что науки – это главное, а все остальное – вторично. По мнению Анны Иванниковой, это в корне неверно.

«Именно творческие дисциплины позволяют расширить когнитивный резерв. Причем неважно, в каком возрасте, будучи ребенком или уже взрослым, человек обращается к творчеству. Результатом этого становится образованию новых нейронных контактов (синапсов), а также абсолютно новых нейронных сетей. Что повышает возможность импровизировать и искать альтернативные пути для выполнения различных задач», — подчеркнула музыкант.

Продолжила эту мысль Ксения Доронина: «Мы воспринимаем мозг несколько утилитарно. Но мозг – это гораздо больше, чем сумма его частей. Это бесконечное число связей. И чем больше связей, тем лучше. Неважно, сколько весит мозг, но важно количество и качество связей. Именно это создает устойчивый когнитивный резерв, то, что мы успели накопить, узнать, приобрести. И чем он лучше, тем лучше нейропластичность, то есть способность мозга к адаптации в новых условиях, способность в случае необходимости одних отделов перенимать функции других отделов».

И музыку как раз можно назвать неким тренажёрным залом, который позволяет «прокачать» мозг. Ведь во время занятий музыкой у человека одновременно активируются зрение, слух, внимание, дыхание, чувство ритма и ощущение своего тела.

«Музыкант видит не одну-две текущие ноты как нарисованные знаки на нотной странице, а несколько строк вперед и еще клавиатуру, которая немаленькая. Важно и то, что музыкант запоминает опять-таки определенные гармонические и ритмические конструкции. Музыкант слышит не только то, что он играет, но и зал, как музыка в нём звучит. И при этом он должен чувствовать положение тела в пространстве: как расположены плечи, руки и иногда ноги», — пояснила Анна Иванникова.

Зрители задавали вопросы о существующем стереотипе, что не у всех есть данные к занятиям музыкой, и как быть тем, у кого их нет.

На это Анна Иванникова ответила, что такой подход в корне неверен:  

«Способности к музыке есть у всех. Но они разные. Одни играют на барабанах дома, а другие – на рояле в концертном зале. Но и то, и другое – музыка. Кроме того, если заглянуть в наше далёкое прошлое, то важно отметить, что музыка – это предшественник языка. Наши предки научились сначала передавать звуковые сигналы, причем сделали их градацию, что потом развилось в речь. Родившийся ребенок, слушая взрослых воспринимает музыкальность речи, ее интонацию, тембр».

Отдельное внимание на лекции было уделено тому, как и сколько надо заниматься музыкой. Если речь идет об интересе, стремлении посвятить этому делу жизнь, то, конечно, здесь важны регулярные, порой многочасовые занятия, которые позволят развить мастерство и стать профессионалом. Но ведь музыкой можно заниматься и для общего развития, что не менее важно, или для души. И тогда не надо себя заставлять. Пусть это будет непродолжительное по времени дело, главное, чтобы оно было в радость.

Ксения Доронина привела в пример японскую философию Кайдзен, практику небольших ежедневных улучшений.

«Даже пять минут – это уже победа, а любая победа (даже небольшая) – ведет к активации системы вознаграждения. Любая победа – повышение доверия к себе, укрепление внутреннего «локуса контроля». Выход из «зоны комфорта» вознаграждается пропорциональным удовлетворением», — пояснила Ксения Сергеевна.

Творчество позволяет активировать обширную сеть мозга, поэтому творческие занятия — это эффективный инструмент для его развития, поиска новых решений в науке, бизнесе и прикладных дисциплинах, резюмировали спикеры.