Главные вопросы жизни, Вселенной и всего остального: в Красноярске прошли лекции Антона Шейкина
Красноярск
10 марта

Главные вопросы жизни, Вселенной и всего остального: в Красноярске прошли лекции Антона Шейкина

Марафон лекций Антона Шейкина, кандидата физико-математических наук, доцента кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц СПбГУ, прошёл в Красноярске 9 и 10 марта в рамках проекта сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) «Энергия науки».

Первым мероприятием стала лекция «Главные вопросы жизни, Вселенной и всего остального». Эксперт погрузил слушателей в тему космологии – науки о структуре и эволюции Вселенной, содержании и поведении материи в ней.

Антон рассказал о том, как с течением времени менялся взгляд учёных на вопрос о конечности (или бесконечности) Вселенной, объяснил, как физики изучали проблему поиска «начала» — то есть начала траектории тел. Так, например, известные учёные Роджер Пенроуз и Стивен Хокинг считали, что если структуру пространства и энергию материи в нём подчинить определённым разумным ограничениям, то траектории тел будут иметь начало и/или конец.

Антон также привёл объяснение свойств вечно расширяющейся Вселенной, предложенное советско-американским физиком, профессором Стэнфордского университета Андреем Линде. В своих трудах он описывал, что Вселенная содержит бесконечное множество мини-вселенных («пузырей») разного размера, и в каждой из этих вселенных массы частиц, константы связей и иные параметры могут различаться. «Это, в свою очередь, даёт нам возможное основание для слабого антропного принципа: существует бесконечное множество причинно не связанных мини-вселенных внутри нашей, и жизнь существует только в достаточно подходящих из них», — рассказал эксперт.

«Жизнь – это очень маловероятное событие», — так Антон закончил своё выступление.

Без внимания не остались и школьники – 10 марта Антон прочёл для старшеклассников физико-математической школы (ФМШ) Сибирского федерального университета лекцию «Делить на ноль и складывать до бесконечности: когда это возможно и что означает?». Лекция прошла в формате активного взаимодействия с аудиторией – ребята, отвечая на наводящие вопросы эксперта, предполагали, как будет решаться то или иное выражение, и лишь после этого Антон переключал слайд и объяснял материал дальше. Учёный рассказал ребятам об осциллирующих и расходящихся рядах и показал их применение на практике. Основная часть лекции касалась  знакомого многим утверждения 1+2+3+…=-1/12. Антон рассказал, при помощи каких методов математики и особенно физики получают подобные ответы.

Одиннадцатиклассник Никита Басков спросил эксперта, является ли математика как наука придуманной или открытой. Антон ответил, что математика открыта, а не придумана, потому что из простых, понятных и придуманных человеком аксиом порой вытекают неочевидные и невообразимые вещи, которые, на первый взгляд, вообще с этими аксиомами не связаны. «Примером, подтверждающим такой взгляд, и является то самое утверждение, которое мы разбирали в ходе лекции – о том, что сумма всех натуральных чисел равна -1/12», — объяснил физик.

В завершение программы Антон прочёл лекцию «Оракулы ХХ века» на площадке ИЦАЭ Красноярска. Эксперт рассказал о попытках учёных прошлого столетия предсказать процессы будущего: книжной серии «Today and Tomorrow», выходившей с 1923 по 1931 год, конференциях по кибернетике «Macy foundation», проходивших в 1946-1953 годах, о также теории «Третьей культуры», получившей своё развитие на рубеже двадцатого и двадцать первого веков.

«Третья культура» – это теория, изначально предложенная Джоном Брокманом, суть которой заключается в том, чтобы преодолеть разрыв между физиками и лириками – учёными и людьми искусства. Его предложение состояло в том, чтобы появилась третья категория людей, способных рассказать о своих исследованиях широкой публике. Антон также рассказал о созданном впоследствии портале «Edge foundation», на котором раз в год формулировался «главный вопрос», а свои ответы на него публиковали ведущие учёные и научные журналисты. «Какой научный концепт способен развить когнитивные способности каждого?» — этот вопрос был объявлен главным на портале в 2011 году.

«Энергия науки» – научно-просветительский проект сети ИЦАЭ, который знакомит жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. В рамках проекта лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах.