В Заречном прошли «Курчатовские чтения» в формате дебатов об атомной энергетике
Екатеринбург
07 апреля

В Заречном прошли «Курчатовские чтения» в формате дебатов об атомной энергетике

Школьники смогли лучше разобраться в атомной энергетике во время дебатов на Курчатовских чтениях, которые прошли 4-5 апреля в Заречном. Организаторами проекта являются Белоярская АЭС, администрация Заречного, проект «Школа Росатома» и Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга.

«Курчатовские чтения» — региональный конкурс учебно-исследовательских проектов, который ежегодно проводят Белоярская АЭС и ИЦАЭ Екатеринбурга для развития интереса школьников к атомной энергетике и науке, к исследовательской и практической деятельности.

В 2024 году «Курчатовские чтения» были посвящены 60-летию Белоярской АЭС и состоялись в формате дебатов «Убеди меня», разработанном совместно сетью ИЦАЭ и Корпоративной Академией Росатома (АНО «КАР»). В них приняли участие восемь команд школьников из Заречного, Лесного, Новоуральска, Озерска, Снежинска, Екатеринбурга и Челябинска.

Весь март школьники активно готовились к дебатам. Для этого организаторы «чтений» разработали серию образовательных вебинаров, лекций и мастер-классов от учёных и сотрудников атомных предприятий. Во время них, например, Максим Гревцев, заместитель программного директора сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ), рассказывал школьникам о формате дебатов и их правилах. А Владислав Литовченко, младший научный сотрудник Института реакторных материалов, рассказывал с помощью мемов про реакторы четвертого поколения, к которым относятся высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы.

Очная часть «Курчатовских чтений» состоялась 4-5 апреля в Заречном. В первый день «чтений» школьники смогли узнать о преимуществах реакторов на быстрых нейтронах непосредственно на энергоблоке №4 Белоярской АЭС. Во время экскурсии они осмотрели машинный зал с турбогенератором и блочный пункт управления, откуда операторы контролируют параметры реактора БН-800.

Также 4 апреля школьникам прочитали лекции по темам, связанным с финальными дебатами. О футуристических атомных проектах, например, атомных дирижаблях, рассказала Александра Вальцева, кандидат технических наук и старший преподаватель кафедры тепловых электрических станций УрФУ. А про квантовые компьютеры школьники смогли узнать во время лекции Дмитрия Чермошенцева, руководителя группы, научного сотрудника СП «Квант», старшего научного сотрудника группы «Квантовая оптика» Российского квантового центра, младшего научного сотрудника «Сколтеха».

Во второй день «Курчатовских чтений» состоялись сами дебаты. Школьники из восьми команд размышляли об атомных технологиях, старались убедить экспертов в своей правоте с помощью аргументации, ораторского мастерства и находчивости. Например, на первом этапе команды Заречного и Новоуральска дебатировали о том, стоит ли использовать радиоизотопные источники для освоения и терраформирования Марса. И при заявлении позиции школьники размышляли о колонизации другой планеты, если бы этим занималась мышь Алевтина – игрушка одной из участниц команды. 

Особенно напряженным оказался полуфинал «Курчатовских чтений», в котором участвовали четыре команды, набравшие больше баллов во время первых дебатов конкурса. Команды выступали на одинаковом уровне, и выход в финал в обеих парах дебатирующих определил перевес всего в 1 балл. В финале команды из Заречного (Свердловской области) и Снежинска (Челябинской области) обсуждали, стоит ли развивать атомную энергетику, если это увеличивает количество отработавшего ядерного топлива.

Первое место заняла команда школы №3 из Заречного. «Если говорить в целом о формате «Курчатовских чтений», то это был необычный опыт. Требовались не только знания физики и атомных технологий, но и навыки ораторского искусства, умение импровизировать. Думаю, все участники ощутили волнение, когда на ходу нужно было придумать новые аргументы, а те, которые подготавливали заранее оказывались неактуальными во время реальной дискуссии. Нам очень помогли вебинары, которые мы слушали в марте, а еще живое общение с экспертами на очной части «Курчатовских чтений». Было много мотивации реально слушать лекции и задавать вопросы, потому что понимали, что скоро нужно будет дебатировать по этим темам. Дебатировать на темы, связанные с атомной энергетикой, оказалось сложно. Но в процессе подготовки удалось лучше вникнуть в них, и стало действительно понятно, почему развитие технологий важно и нужно. Спасибо организаторам, это очень запоминающийся опыт», – поделилась Аксиния Ставыщенко, участница команды-победителя.