Владимирцы услышали «Человеческий голос»
Владимир
01 апреля

Владимирцы услышали «Человеческий голос»

Есть ли место чувствам в современном мире гаджетов и технологий? Как прогресс помогает пережить эмоциональный срыв? Можно ли самостоятельно прожить психологическую травму? Об этом узнали зрители премьерного предпоказа спектакля «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто в формате Science drama, который состоялся 31 марта в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира.

Пьеса представляет собой монолог оставленной мужчиной женщины, который она произносит по телефону. Написанная в 1930 году, пьеса не потеряла своей актуальности — боль расставания, печаль, переходящая в ярость и бессилие, эмоциональный взрыв и — моментально — почти спокойная интонация в разговоре по телефону создают объёмную картину страдания человека, потерявшего смысл жизни.

Главную роль в моноспектакле исполнила Валерия Емельянова, кандидат философских наук, актриса театра и кино, преподаватель сценических дисциплин. Современная героиня возвращается домой под звуки электронной музыки, разговаривает со своим бывшим возлюбленным по мобильному телефону, используя беспроводные наушники, и читает стихи Веры Полозковой. «Если бы ты был ловок и не любил, телефон бы превратился в страшное оружие. Оружие, которое действует бесшумно», — сообщает героиня в разговоре.

Но это история вне времени и пространства — авторы постановки показывают, что мир вокруг стремительно меняется, но чувства остаются прежними. Только вот гаджеты, которые призваны упростить жизнь, выстраивают между людьми дополнительную дистанцию, и они погружаются в одиночество, которое практически невозможно вынести.

«Я боюсь спать одна, я боюсь зажигать свет в ванной, я боюсь смотреть в зеркало», — рассказывает героиня своему собеседнику.

Катарсисом для героини становится импровизированная вечеринка, посвящённая поминкам по любви. Речи от лица любимого мужчины, её удачливой соперницы, монологи об «усопшей любви», произнесённые в микрофон, проживание разных ролевых позиций представляют собой, по сути, метод гештальт-терапии, в котором у клиента есть пространство для выражения актуальных чувств и переживаний «здесь и сейчас».

«Но ты же знаешь, что человеческий голос звучит несмотря ни на что!» — эта фраза стала лейтмотивом пьесы, дающим героине силы на то, чтобы жить дальше.

«Я был на предыдущей встрече, и одним из вопросов, которые обсуждались, был финал пьесы. У Жана Кокто финал трагичный, а здесь я увидел возрождение, и героиня, бегущая босиком по снегу, как мне показалось, выбрала жизнь, сумела вынести и принять эту невыносимую боль. И подобную постановку такого уровня я вижу впервые, невзирая на свой богатый театральный опыт в качестве зрителя», — прокомментировал Игорь Сидоров, учитель литературы и русского языка школы № 22.

«Предавший героиню мужчина настолько её сломал, что она не может просто вернуться к обычной жизни. Поэтому мы увидели финал именно таким — чёрное платье, шляпа с полями, ярко-розовое пальто и обжигающий ноги снег, бег навстречу солнцу под голубым небом и улыбка… Сначала этот спектакль был порывом души, а теперь это старт глобального проекта — театральной лаборатории для всех, кто готов погружаться в театр, исследовать его. Это настоящая наука, и хочется, чтобы она существовала именно во Владимире», — рассказала Валерия Емельянова. В проекте ИЦАЭ Science drama наука заходит в театр, а учёные превращаются в артистов. Это синтез науки и искусства: в читках пьес, связанных с учёными, открытиями, изобретениями и новыми технологиями, участвуют как профессиональные театральные актёры, так и артистичные учёные и научные коммуникаторы. Тема психологии продолжится в ИЦАЭ Владимира в виде серии встреч с профессиональными психологами. На первой встрече 4 апреля эксперты вместе со зрителями обсудят человеческую психику.