Бронзовый век, белый сахар и изотопное датирование: в Ульяновске прошла «Энергия науки»
Ульяновск
21 октября

Бронзовый век, белый сахар и изотопное датирование: в Ульяновске прошла «Энергия науки»

Как первые автомобили приучили англичан к овсянке, почему акт обмена в истории имеет более социальный характер, нежели экономический и какие мирные атомы способны помочь гуманитариям в работе, рассказал археолог и историк Александр Митряков, посетивший Ульяновск 19-20 октября в рамках просветительского проекта «Энергия науки» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).

Александр Митряков – археолог, кандидат исторических наук, доцент Института истории и социологии Удмуртского государственного университета, бронзовый призёр VI Чемпионата России по «Своей игре» среди студентов.

Первая лекция «Бронзовый век – эпоха первой глобализации» для студентов историко-филологического факультета прошла в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова. Александр рассказал о числах Данбара, характеризующих количество и качество социальных связей человека, а также выделил особенность акта обмена как социального явления в истории, сыгравшего ключевую роль в развитии человечества в бронзовом веке.

«Мы все привыкли считать обмен между людьми сугубо экономическим термином, и в каком-то смысле для настоящего времени это оправдано. Но в бронзовом веке, когда социально-культурный аспект жизни человека получил возможность развития, этот акт имел совершенно другие цели и значения. Во-первых, это было возможностью выживания. Речь идёт о бартере еды на шкуры животных, скота на металл и многое другое. И тут стоит заметить, что зачастую обмен был совсем неравнозначным. Во-вторых, акт обмена был традиционным способом выразить уважение. А в-третьих, это явление позволило распространять материалы в далёкие регионы и обмениваться идеологиями и технологиями, что и поспособствовало развитию бронзового века», — рассказал Александр.

Спикер также выразил обеспокоенность в отношении «чёрного кладоискательства» и нелегальных раскопок.

«Печальнее всего в таких поступках людей не то, что артефакты пропадают для науки и переходят в частное владение, попадают на чёрный рынок, а то, что из-за таких нелегальных раскопок пропадает возможность изучения культурно-социального слоя того времени. Сам артефакт говорит нам только о каких-то фактологических точках в истории, не давая контекста времени, который как раз содержится в том окружении захоронения, которое беспощадно уничтожается такими кладоискателями», — рассказал Александр.

Продолжилась «Энергия науки» лекцией «Вергилий, сахарный тростник и мемы», которая прошла в рамках тематического вечера «ИЦАЭ OPEN: дело вкуса». Александр рассказал посетителям ИЦАЭ Ульяновска о пути сахара. Слушатели узнали, как из элитного продукта и возможности лёгкого заработка денег для торговцев сахар превратился в привычную составляющую завтрака рабочего в Европе, а также о том, как первые автомобили заставили англичан ввести в свой рацион питания овсянку.

«Интересный и малоизвестный факт: англичане никогда не любили овсянку. Классическая присказка о том, что королева Елизавета и другие придворные завтракали исключительно овсянкой на молоке, является банальным мифом. Этот продукт в рационе англичан появился при изобретении первых автомобилей, которые заменили конные повозки. Поголовье лошадей за ненадобностью сократилось, а значит овёс, которым они питались в больших объёмах, стало необходимо куда-то девать. Так каша и стала привычной для англичан, преимущественно тех, кто не имел хорошего достатка», — рассказал Александр.

Спикер также раскрыл секрет происхождения явления дискуссии: «Первые кофейни стали настоящими портовыми «центрами обсуждений», которые посещали торговцы, мореплаватели с разных уголков света и обычные люди. Кофе многим пришёлся по вкусу. А за чашечкой горячего напитка никто не отказывался от обсуждения последних событий, политики, насущных проблем и всего того, что составляло жизнь человека того времени. Как раз именно эти разговоры и стали первыми дискуссиями».

Второй день «Энергии науки» в Ульяновске начался с лекции для школьников «Зачем гуманитариям физика: как датировать предметы дописьменной эпохи», которая прошла в гимназии №2. Александр Митряков рассказал учащимся, как будущим студентам гуманитарных направлений выстроить свой путь в науке, прибегая к истории и физике, и какие методы датирования существуют.

«На самом деле, методов датирования превеликое множество. Одними из первых стали дендрохронологический, который позволяет датировать артефакты по кольцевым спилам найденных с ними останков деревьев, и метод ленточных глин, рассматривающий пласты почв в разрезе. Эти методы имели схожий недостаток – неточность. Более совершенный метод – изотопный. К примеру, самыми известными стали углеродный и калий-аргоновый. Они позволяют определять возраст тех находок, которые датируются вторым тысячелетием до нашей эры, а также тех, которые появились миллионы лет назад», — рассказал Александр.

Александр Митряков объяснил, где лучше всего проводить раскопки и какие факторы могут поспособствовать лучшей сохранности артефакта: «Такими местами являются, к примеру, торфяниковые стоянки – особые отложения, образовавшиеся на местах бывших болот. Иногда в таких стоянках можно найти целые дома, которые когда-то попали в болото вместе со всем содержимым. Торфяники благодаря наличию в них фрагментов растений и деревьев позволяют с лёгкостью, применяя углеродный метод датирования, узнать возраст тех или иных находок».

Завершилась «Энергия науки» открытой встречей Александра Митрякова с учителями истории и обществознания региона. Спикер рассказал о методике «Азбука», позволяющей ученикам легко запоминать сложные термины, а также показал, как учитель может помочь талантливому обучающемуся не довести себя до выгорания.

«То, что рассказывал Александр об эмоциональном выгорании учеников, я действительно наблюдаю у многих детей. Погружаясь с головой в тот или иной предмет, нескончаемые олимпиады или внеурочную деятельность ученики буквально загоняют себя в режим аврала, что потом сильно отражается на их здоровье и основной учебной деятельности. И когда приходит время экзамена или финального тура конкурса, ребёнок уже просто не способен показать себя «на все 100». С этим однозначно нужно бороться, а благодаря Александру я теперь знаю ещё один интересный метод», — рассказала Галина Ефремова, участница открытой встречи с учителями.

Все мероприятия сети ИЦАЭ бесплатные, а узнавать о новых событиях можно в группе ИЦАЭ Ульяновска во «ВКонтакте»: https://vk.com/myatom73