Бесконечный «струнный ландшафт» подсчитали в третьем выпуске «Математики музыки»
18 февраля

Бесконечный «струнный ландшафт» подсчитали в третьем выпуске «Математики музыки»

16 февраля на официальном канале YouTube сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) вышел третий эпизод научно-популярного сериала «Математика и физика музыки».

Вместе с Валерианом Юровым, PhD Университета Колумбия-Миссури (США), кандидатом физико-математических наук и доцентом-исследователем ИФМНиИТ БФУ им. И. Канта зрители продолжили постигать все физико-математические тайны октавы, а также узнали, как связано строение музыкального инструмента с теорией суперструн.

На примере митоза бактерий и закона Гордона Мура математик объяснил, что все интервалы или соотношения частот в музыке будут увеличиваться по экспоненте, то есть по нарастающей: «Бактерии в колонии при прохождении цикла будут бесконечно делиться пополам, а количество транзисторов на кремниевой схеме в течение ближайших десятилетий будет удваиваться».

Исходя из того, что первой ноте октавы «до» нужна поддерживающая нота – «партнёр», который создаст в комбинации что-то благозвучное, внимательный слушатель заметит, что существуют также другие интервалы: квинта, кварта, большая и малая терции.

Пианистка Анна Ушакова мастерски сопроводила рассказ математика параллельной демонстрацией элементов музыкальной теории на рояле.

Забавный и точный математический подсчёт: по словам Валериана Юрова, настоящая физическая величина последней (седьмой) октавы на рояле должна превышать 20 метров! Однако длины струн с молоточками внутри инструмента умещаются в корпусе благодаря тому же принципу экспоненты.

По данным биологов, человеческое ухо способно воспринять до 120 звуков и их различных частот, но есть «волшебная шестая гармоника», которую обнаружили во времена популярности блюзовой и джазовой музыки. Зрители сериала услышали её в исполнении гитариста Артёма Дробышевского.

Валериан Юров связывает трёхмерное пространство человека с системой музыки через теорию струн: элементарные частицы в мире существуют в виде микро-струн, а их взаимодействие – это гармоники (тембры) колебаний этих фундаментальных крошечных струн. И этот «струнный ландшафт» бесконечен.

В итоге своего объяснения математик пришёл к парадоксальному выводу: «И всё же, чтобы объяснить музыкальную систему в свете всего перечисленного, нужно ограничение – дополнить систему человеческим наблюдателем с его «несовершенными» ушами».

Запись третьего выпуска научно-популярного сериала «Математика музыки» можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=C0U2lLrBFBo