«Артековцы» научились осознанному потреблению и познакомились с цепной реакцией деления
10 июля

«Артековцы» научились осознанному потреблению и познакомились с цепной реакцией деления

7 и 8 июля специалисты Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) в рамках программы Государственной корпорации «Росатом» провели интерактивные занятия для финалистов Всероссийского конкурса «Большая перемена», который состоялся в Республике Крым на базе ФГБОУ «Международный детский центр «Артек». Участниками конкурса стали школьники в возрасте от 10 до 13 лет.

На первом занятии «Где рождается электроэнергия?» школьники узнали, откуда в розетке берётся электричество, и какой путь от электростанции оно проходит, разобрались, зачем нужны повышающий и понижающий трансформаторы, что такое Единая национальная энергетическая сеть (ЕНЭС), по какому принципу работает большинство электростанций, какие виды источников энергии существуют, как происходит цепная ядерная реакция и почему человечество развивается в сторону освоения атомной энергии.

Ребята с удовольствием самостоятельно вырабатывали электроэнергию, вращая ручку генератора, к которому можно было подсоединить двигатель с лопастями или небольшую светодиодную лампочку, а заодно узнавали, что практически все электростанции работают за счёт преобразования механической энергии вращения в электрическую энергию.

А поучаствовав в небольшом квизе, школьники узнали, что из 1 кг урана можно получить 620 тысяч кВт-ч энергии, что примерно в 90 тысяч раз больше, чем при сжигании угля, что ветряная и атомная энергетика дают наименьший выброс парниковых газов даже по сравнению с солнечной и гидроэнергетикой, а электростанции, сжигающие уголь и газ, выбрасывают в атмосферу в сотни раз больше СО2.

При помощи костяшек домино ребята имитировали цепную реакцию деления ядер урана и пытались ей управлять, поскольку на атомных электростанциях происходит именно управляемая цепная реакция.

После участия в занятии у школьников сформировалось базовое представление о том, как производится и передаётся потребителям электроэнергия, и почему атомная энергетика имеет преимущества перед другими способами производства.

Второе интерактивное занятие было посвящено теме «Осознанное потребление». На нём дети обсудили Концепцию устойчивого развития и актуальные для них цели этой концепции. Применительно к проектной деятельности школьники разобрали такую цель, как «Ответственное потребление и производство». За полтора часа участники занятия прошли несколько уровней экологической осознанности и поняли, что минимизация отходов важнее, чем их переработка отходов. Ребята легко ориентировались в видах вторсырья, поэтому достаточно быстро справились с упражнением по сортировке.

Очень познавательным получилось обсуждение заводов-переработчиков в России, поскольку школьники были из разных регионов страны. Выяснилось, что участники хорошо ориентируются в этом вопросе. Также ребята разобрались в типах маркировки упаковки и научились на практике определять виды вторсырья. В конце занятия дети сделали вывод, что важнее переработки всё же является предотвращение образования отходов. Этого можно добиться, если вместо одноразовых вещей: посуды, бутылок, масок – использовать многоразовые. А самое главное, что у ребят уже по итогу одного занятия родилось несколько идей, как сократить количество отходов в МДЦ «Артек».

«Очень понравилось занятие! Я сама состою в школе в рядах экологических волонтеров, поэтому эта информация была понятна, но было много новых моментов, которые эксперт раскрыла шире. В конце были приятные подарки, которые всегда будут напоминать мне об этом занятии!» — поделилась впечатлениями Валерия Парамонова, ученица седьмого класса из Сердобска.

Конкурс «Большая перемена» стал «точкой сборки» для объединения широкого сообщества подростков, образовательных проектов нового формата, ведущих детских центров, работающих в сфере дополнительного образования, ведущих вузов, корпоративных программ для школьников и общественных движений.

На протяжении двух месяцев обучающиеся 5-7 классов со всей России участвовали в онлайн-играх, проходили профессиональные тестирования на эрудицию, профориентацию и интеллект.

Организаторами конкурса выступили АНО «Россия – страна возможностей», ФГБУ «Роспатриотцентр» и Российское движение школьников. Конкурс реализуется при поддержке Минпросвещения России, Минобрнауки России и Росмолодёжи. Партнёрами являются ведущие российские компании и общественные движения.