IT-эксперты рассказали мурманским студентам о новых технологиях связи
Как подключить морские суда к интернету и наладить с ними связь даже в море, для чего необходим Единый центр управления сетью (ЕЦУС), в чём преимущества и риски всеобщей автоматизации — это и многое другое обсудили 23 октября участники профориентационного проекта «Наука для каждого: сделано у нас» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
Проект «Наука для каждого: сделано у нас» знакомит сегодняшних студентов с отечественными научными разработками и технологиями, применяемыми на ведущих предприятиях, помогает им стать в будущем востребованными специалистами на рынке труда.
В этот раз студенты Мурманского колледжа экономики и информационных технологий (МКЭиИТ) встретились на онлайн-площадке с руководителем отдела технической поддержки клиентов Единого центра управления сетью компании «МегаФон» в Санкт-Петербурге Константином Николаевым и ведущим инженером сервисного центра акционерного общества «Гринатом» Дмитрием Крупорницким.
Дмитрий Крупорницкий обсудил со студентами способы подключения судов к сети Интернет, рассказал про основные проблемы, с которыми сталкиваются при этом специалисты, и пути их решения. Судно – не стационарный объект: на качество связи влияют место стоянки, природный ландшафт (горы и сопки), качка, приливы-отливы, погодные условия, а также ограничения в рамках требований информационной безопасности компании.
Эксперт удивил студентов, заявив, что наладить бесперебойную связь в море гораздо проще, чем на суше. При работе в море используются технологии спутниковой связи, такие, например, как VSAT, которые обеспечивают передачу данных со скоростью 5-7 Гбит/с. А когда судно стоит у причала, связь организовывается с помощью причальной колонки – это уже подразумевает проводное соединение, которое осложняется многими факторами, например, ситуацией стоянки судов в два-три борта, что влияет на сложности подключения и качество передачи сигнала.
В море проверку на прочность проходит не только человек, но и техника. Представители морских специальностей считают, что всё, сделанное руками человека, – надёжно, а вот всё, за что отвечает электроника, может давать сбой. Поэтому в морской среде считается, что в суровых условиях в первую очередь необходимо доверять человеку, подытожил Дмитрий.
Константин Николаев, напротив, говоря о работе Единого центра управления сетью (ЕЦУС) компании «МегаФон», отметил, что автоматизация позволяет человеку сфокусироваться, в основном, на функциях контроля, что, в свою очередь, обеспечивает стабильную работу компании и оптимизацию труда.
«Еще несколько лет назад для диагностики, например, технической проблемы инженерам приходилось собирать и анализировать информацию из разных источников и только потом выявлять причины, ставить задачу ответственному за конкретный участок. Однако с появлением в 2015 году уникального Единого центра управления сетью с высокой степенью автоматизации процессов, скорость и точность реакции удалось поднять на кардинально новый уровень. С того момента любые неисправности превращаются в конкретный план задач в считанные минуты», – рассказал Константин Николаев.
По его словам, на сегодняшний день ЕЦУС — один из самых крупных и современных подобных объектов не только в России, но и в мире. Он управляет всем оборудованием компании: голосовая и пакетная коммутация, транспортная сеть, базовые станции, сервисные платформы, а это более 450 тысяч элементов сети, генерирующих до 17 млн технических уведомлений в сутки. Архитектура информационных систем спланирована таким образом, что обеспечивает эффективную переработку потока информации о состоянии всех фрагментов сети и каждого узла, распределяя задачи по ответственным подразделениям.
«Наша реальность в текущих условиях быстро трансформировалась в online, когда абоненты стремятся по максимуму использовать любые цифровые возможности. Глобальная цифровизация активно формирует спрос и на новые современные профессии и навыки. Помимо профессий телеком-сферы, у нас востребованы IT-разработчики, тестировщики, бизнес-аналитики и другие специальности, свойственные IT», — отметил Константин Николаев. Поэтому, по его словам, очень важно проводить подобные встречи со студентами, начиная уже с первого курса, чтобы они знакомились со своей профессией изнутри, могли перенимать опыт от будущих коллег и понимать запросы работодателя.