О чем выставка
«Инжиниринг как искусство» — техно-арт-выставка, посвященная инновациям, инжинирингу будущего и людям, которые его создают.
Фокус выставки – на наукоемких решениях, инновационных материалах, которые применяются для строительства атомных станций.
Инженеры, проектировщики сложных высокотехнологичных объектов атомной промышленности выступают как представители актуального искусства.
Что посмотреть
Главный объект экспозиции – техно-арт-хронометр «Опережая время». Часовые механизмы – одно из первых инженерных устройств, тесно связанных с искусством. В хронометрах всегда находили отражение адаптированные передовые технологии своего времени: от солнечных, водяных, песочных — до атомных.
Центральный элемент интерактивной инсталляции «Опережая время» – паровая турбина низкого давления атомной станции. Она сделана из композитных материалов с использованием аддитивных технологий.
Цифровые технологии помогают воплотить каждый элемент инженерного замысла в жизнь. Видеоинсталляции, иллюстрирующие технологии Multi-D-проектирования таких сложных объектов, как атомные станции, реакторные установки, демонстрируются на выставочных поверхностях – интерактивных кубах.
Мечты о будущем, дерзкие инженерные решения, сочетающие технически достоверные детали с художественной выразительностью, воплощены в смелых футуристических образах на обложках научно-популярного журнала «Техника – молодежи» периода 1940-1970-х годов прошлого века.
Экспонаты для уникальной по замыслу и оформлению подборки представил Московский музей дизайна.
Многие из этих обложек созданы художниками, имеющими техническое образование: ученым-физиком Георгием Покровским, летчиком высшего пилотажа и конструктором планеров Константином Арцеуловым, инженером-художником Николаем Кольчицким. Их творения отражали теории учёных, и это рождало ощущение достоверности, что будущее выглядит именно таким.
Ставшие образцом советского искусства, обложки «Техники – молодежи» участвовали во многих выставках в России и за рубежом: «Автомобили: ускоряя современный мир» в Музее Виктории и Альберта (Лондон, 2020), «Промышленный дизайн и нонконформизм» в Художественном музее Зиммерли (Нью-Брансуик, 2020–2021), «В неизведанное» в выставочном центре «Барбикан» (Лондон, 2019), «Советский дизайн 1959–80» в Музее дизайна (Брюссель, 2017) и др.
Посетителям выставки была предоставлена возможность стать зрителями театральной постановки в жанре вербатима от режиссёра Бориса Ройза, выпускника режиссёрской лаборатории под руководством Константина Богомолова на базе Московского Художественного театра им. Чехова.
Основные идеи для спектакля были позаимствованы на выставке. Точно так же, как художники прошлого века в своих обложках изображали мир будущего, так и постановочная команда представила, каким будут мир и люди уже после нас.
В спектакле использованы произведения Высоцкого, Бальмонта, Брюсова и размышления артистов, художников об атомах, атомных технологиях, работе атомного реактора.
В постановочную команду спектакля вошли художник по костюмам театра и кино Варвара Плавинская (Москва), художник по свету Владимир Дурнов (Москва). Саундтрек написал популярный московский диджей Максим Ван.
Знакомимся с авторами
Экспозиция создана коллаборацией инженеров-проектировщиков, дизайнеров и художников.
Над флагманским объектом выставки – техно-арт-хронометром «Опережая время» – работал культовый художник-график, дизайнер Игорь Гурович. Лауреат множества престижных премий в области дизайна и графики, в том числе премии Московского международного фестиваля рекламы, руководил созданием фирменного стиля олимпийской сборной России. Основатель Ostengruppe — российского дизайн-бюро, которое участвовало в оформлении Московского международного кинофестиваля, «Кинотавра», «Золотого орла».
Куратором выставки стала Александра Санькова – российский дизайнер, один из создателей и директор Московского музея дизайна.
Единственный в России музей дизайна создан в 2012 году. Музей собирает, изучает и сохраняет наследие российского дизайна, знакомит зрителей с лучшими образцами и основными течениями международного дизайна, а также представляет российский дизайн за рубежом.
В коллекции музея хранятся образцы отечественного и зарубежного дизайна от авангарда до наших дней.
Воплощая идею взаимосвязи инжиниринга и искусства, наряду с известным художником в создании техно-арт-объекта и всей экспозиции участвовали молодые креативные инженеры, проектировщики, представляющие компании Инжинирингового дивизиона Росатома.
Инженеры, изобретатели, конструкторы технологического завтра, как и художники, творят новый мир. Словно Леонардо да Винчи нашего времени, они создают уникальные технологии будущего.
Паровую турбину сделали специалисты UMATEX – дивизиона «Перспективные материалы и технологии» Росатома.
Мнения о выставке
В образовательном пространстве выставки известные дизайнеры, художники и искусствоведы рассказали об истории и современном периоде развития дизайна и инжиниринга, информационных, этических и эстетических аспектах Art&Science, представили реальные кейсы по промышленному дизайну. Они поделились своим впечатлением о выставке:
Историк инженерии, руководитель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов:
«Со временем многие объекты техногенного мира начинают восприниматься с точки зрения эстетики. Это можно сказать и об атомных объектах: первый ядерный реактор Ф-1 в Курчатове, и первый синхрофазотрон в Дубне, и первая в мире атомная электростанция в Обнинске. Они должны дойти до наших потомков, чтобы сохранить дух эпохи ядерной энергетики».
Куратор Государственного центра современного искусства Дмитрий Булатов.
«Развитие искусства говорит о том, что художественный подход может быть не столько визуально-изобразительным, сколько концептуальным, очерчивающим границы применимости научных подходов. Особенно ярко такая концепция художника проявилась в эпоху Возрождения, когда художник воспринимался фигурой многозадачной.
И мне кажется, что 20 век в этом смысле тоже показателен. Не даром основная риторическая фигура, которая звучит сейчас, – это междисциплинарное взаимодействие, исследование. И в этом смысле выставка «Инжиниринг как искусство» отражает современные подходы».
Основатель бюро промышленного дизайна «Масштаб» Ирина Жданова:
«Я искренне восхищена тем, что организована выставка, показывающая связь инжиниринга и искусства. На самом деле, инженеры – это максимально творческая профессия. Это наши близкие союзники, способные так же, как мы, придумывать то, чего не существует сейчас».
Историк дизайна, заместитель директора по науке Московского музея дизайна Ольга Дружинина
«Этот проект рождался в абсолютном симбиозе разных институций. Это и большая инжиниринговая компания Росатома, и музей дизайна, и гениальный графический дизайнер. Я бы сравнила проект с ребенком, которому любящие родители передали все самое лучшее, что у них есть. И вот как всегда у любящих родителей получаются гениальные дети. Мне кажется, что это гениальный проект».
Игорь Гурович, дизайнер, график:
«По моему мнению, последние десять лет в России заказчиком искусства выступает не государство, а общество. Его интересы и отрабатываются художниками. Один из таких интересов – коллаборация искусства и инжиниринга. Этот союз востребован и полезен. Мне очень повезло поработать с инженерами-атомщиками. Это совершенно другое мышление, огромный интеллект, другое, неподвластное художнику понимание материальности, процессов. Это было полезно и увлекательно».
Сергей Смирнов, генеральный директор компании SmirnovDesign:
«Я рад видеть в этих стенах экспозицию, вполне доступно, при помощи красивой визуальной картинки, раскрывающую такую сложную тему, как атомная промышленность.
Очень важно, что показаны инженеры. В наше время о представителях этой профессии забывают. Это печально, ведь инженеры – это творцы, которые создают мир и делают его лучше. Они достигают, созидают и видят плоды своего труда».
Инициатива проведения техно-арт-выставки и ее организация принадлежат Информационному центру по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода при поддержке Инжинирингового дивизиона Госкорпорации «Росатом».