Терменвокс, электроскрипка и звуки АЭС: во Владимире прошёл фестиваль физики и музыки
Увидеть современные электронные музыкальные инструменты – терменвокс, синтезаторы и электроскрипку, послушать концерт на свежем воздухе, поразмышлять о природе звука и посмотреть иммерсивный спектакль смогли более 250 гостей научно-музыкального фестиваля «СтолетовФест. Физика и музыка», который прошёл 22 июля во Владимире. Организатором фестиваля выступили Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира совместно с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
«СтолетовФест. Физика и музыка» прошёл в Доме-музее братьев Столетовых и продолжил традицию научно-музыкальных вечеров в доме известного уроженца Владимира, физика, исследователя фотоэффекта Александра Столетова. После переезда в Москву у него в гостях часто собирались друзья. В квартире Столетова проходили не только заседания физического кружка, где гости бурно обсуждали новейшие научные открытия, но и музыкальные вечера.
Почётными гостями фестиваля стали потомки рода Столетовых. Поприветствовал участников и зрителей Анатолий Леонидович Столетов, исследователь и автор книг о семье Столетовых. А его сын, Леонид Анатольевич Столетов, работает в Инжиниринговом дивизионе Росатома и принимал участие в строительстве АЭС «Бушер». В социальных сетях успехов и процветания фестивалю пожелали жители Болгарии, а также мэр села Столетово из Пловдивской области.
Начался фестиваль с показа иммерсивного спектакля «Столетов». Прогулку по своей жизни и музею провёл сам Александр Григорьевич. Знаменитого физика сыграл руководитель ИЦАЭ Владимира Кирилл Губин. А остальными действующими персонажами спектакля стали зрители. Гости погрузились в атмосферу губернского Владимира, посетили все залы дома-музея, узнали больше о жизни знаменитого физика и попробовали себя в роли лаборантов.
Затем во дворике Дома-музея Столетовых гостей фестиваля ждал ряд научно-популярных лекций о физике звука. Все лекции сопровождались музыкальными выступлениями спикеров. Пётр Термен исполнил мелодии на терменвоксе, Никита Дёмин – на электроскрипке, а Илья Чертков представил авторскую композицию из звуков АЭС.
«Звук – это волна! Все это знают, но не многие понимают, — так начал свою лекцию «Физика звука. Появление и развитие звукозаписи» скрипач из Санкт-Петербурга Никита Дёмин. — Когда я это понял, то у меня в голове всё сложилось. Расскажу на примере моей электроскрипки: когда я веду смычком по струне, то она колеблется с определённой скоростью. Если потянуть ноту ля, то она будет колебаться со скоростью 440 колебаний в секунду – они же 440 герц. Эта вибрация передаётся на подставку, под подставкой есть звукосниматель, который передаёт звук на сетап. А в обычной скрипке есть корпус, который резонирует и начинает звучать так же, как звучит струна».
Никита Дёмин познакомил гостей фестиваля с разными видами волн, при помощи скрипки демонстрируя их звучание. Зрители услышали, как звучит волна в виде синусоиды, треугольника, «пилы» и квадрата. Если «синусоида» звучит плавно и привычно для человеческого уха, то «пила», например, обладает очень агрессивным звучанием, а для «прямоугольника» характерен яркий и насыщенный восьмибитный звук.
После фоноавтографа и фонографа, изобретения усилителей звука, граммофонных пластинок, магнитофонов и оптической записи произошёл переход к цифровой звукозаписи и компакт-дискам, что привело к значительному улучшению качества и долговечности записей. «Цифровая волна состоит из множества ступенек. Синтезатор позволяет добавлять к звуку новые ступеньки, получая новые тембры», — пояснил Никита.
О том, как используют цифровые способы записи звука композиторы-авангардисты и экспериментаторы, рассказал владимирский музыкант, блогер, автор многочисленных статей о музыке Илья Чертков в лекции «Перспективы развития экспериментальной и авангардной музыки в обозримом будущем».
«Говоря об экспериментальной музыке и авангарде, могу точно сказать, что каждый из вас её слышал, но, возможно, не знал, что это она», — заявил Илья Чертков в самом начале своего выступления. Он рассказал об эволюции экспериментальной и авангардной музыки, останавливаясь на основных исторических вехах этих направлений и иллюстрируя их музыкальными композициями. Так своеобразным «Чёрным квадратом» в области музыки стала пьеса «4′33″» Джона Кейджа.
«В этой пьесе пианист садится за фортепьяно, открывает его и молчит, вокруг птички поют, люди едят, им не нравится, что происходит, а он закрывает инструмент, сидит и опять открывает, и снова сидит, и снова молчит. И так 4 минуты 33 секунды, — рассказал Илья. — Зрителям не понравилось и они ничего не поняли, а это было музыкальное произведение, и люди выступали в роли инструментов. И это авангард, часто странный и непонятный большинству, но это в первую очередь работа ума для композитора».
Завершилась лекция Ильи Черткова написанной им композицией в формате жанровой музыки, где в мелодию вплетены реальные звуки работающей АЭС. Зрители услышали шум турбины, насосов, и также звуки со стройки атомных электростанций.
Исполнитель Пётр Термен продолжил лекционную часть фестиваля научно-популярной лекцией «Физика и музыка Льва Термена». Он рассказал о том, как физический прибор стал музыкальным инструментом.
«Ещё в детстве Лев Термен мечтал об инструменте, на котором можно играть, не прикасаясь, — заметил лектор. — В 11 лет он придумал свой первый инструмент, созданный на базе катушек Теслы. Под управлением Льва Термена его одноклассники сыграли «Эй, ухнем», во время исполнения каждый отвечал за свою ноту».
Уже гораздо позже, будучи радиоинженером, Термен заметил, что, прикасаясь к антенне прибора, созданного им для лаборатории физика Абрама Иоффе, можно извлекать звук. В 1920 году он создал единственный в мире бесконтактный музыкальный инструмент. Первая публичная презентация терменвокса прошла в октябре 1921 года на Всероссийском электротехническом съезде, где обсуждали план электрификации России. Об изобретении рассказали Владимиру Ленину, и так терменвокс оказался в Московском Кремле.
«Ленин попробовал сыграть на терменвоксе романс «Жаворонок» Михаила Глинки. Вначале Лев Термен водил руками Ленина, потом он попробовал сыграть самостоятельно и, говорят, у него получилось. Надо отметить, что это была первая модель инструмента, с одной антенной, громкость регулировалась педалью», — рассказал правнук изобретателя.
Вскоре по распоряжению Ленина для Льва Термена был выписан специальный мандат для бесплатного проезда по железным дорогам. Для жителей 150 советских городов и сёл Термен стал главным пропагандистом электрификации звука.
Пётр Термен рассказал и о других изобретениях своего гениального прадеда. Например, Лев Сергеевич создал ритмакон – прообраз современной драм-машины, и терпситон – электроинструмент, позволяющий танцору создавать музыку своими движениями.
«Матрёшка появилась в конце XIX века как подражание японской кукле. Там был старичок, внутри ещё один старичок и так далее. Потом художник Малютин придумал сделать русскую красавицу Матрёшку. Она стала очень популярной и превратилась в один из символов русской культуры. А затем в Японии появился матрёмин – это матрёшка с терменвоксом внутри, которая имеет внутренний голос и может петь», — рассказал Пётр Термен, демонстрируя возможности необычного инструмента.
После разговора о первом в истории электроинструменте Пётр Термен выступил вместе с владимирской пианисткой, музыковедом, звукорежиссёром Яной Тарасовой. Они исполнили несколько классических и авторских произведений на терменвоксе и фортепиано.
Приятным дополнением к музыкально-познавательной программе фестиваля стал джем-сейшн. Пётр Термен и Никита Дёмин порадовали собравшихся меломанов музыкальным сетом импровизации. На протяжении всего «СтолетовФеста» во дворике Дома-музея Столетовых зрители фестиваля смогли сыграть в фирменные игры сети ИЦАЭ: собрать «Физическую дженгу», разложить тайм-лайн «Хронографа», познакомиться с редкими терминами в «Чепухатоме» и услышать «Звуки науки». А ещё можно было попробовать построить мост да Винчи, выработать энергию с помощью атомных скакалок и сложить огромный атомный пазл.