Нижегородцы обсудили творчество с точки зрения нейробиологии в формате Science Sound
Нижний Новгород
23 июля

Нижегородцы обсудили творчество с точки зрения нейробиологии в формате Science Sound

Что такое творчество и что происходит в организме человека во время творческого процесса? Об этом и многом другом узнали нижегородцы на лекции «Анатомия творчества», которая прошла в формате Science Sound 22 июля в научном дворике Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода.

Спикером выступила Александра Майер, выпускница кафедры нейробиологии, магистр биологии, творческий деятель.

Лекция началась с рассказа эксперта о собственной мотивации в изучении творческих процессов на уровне организма. Как музыкант и автор песен Александра Майер на своём опыте знает, что ощущает человек во время творческого порыва, а благодаря глубокому изучению нейробиологии, ещё и может объяснить, как эти процессы происходят.

«Всю сознательную жизнь мне было интересно, что из себя представляет сознание. Имея нейробиологический бэкграунд, я старалась как можно глубже заглянуть в биологические процессы, чтобы определить для себя концепцию сознания, которая была бы для меня понятна, актуальна и применима в моей жизни. Над проблемой сознания сейчас бьются многие умы человечества, но исчерпывающего объяснения того, каким образом какая-либо физическая система способна порождать субъективный опыт, пока не существует. На данном этапе жизни я чувствую, что важно подойти к вопросу сознания с точки зрения рождения творчества – как чего-то иррационального, спонтанного и также сложно объяснимого», – начала свой рассказ Александра.

Что же такое творчество? По мнению американского психолога Карла Роджерса, это «создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой — обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни». У творчества есть признаки с точки зрения философии: бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, спонтанность, а также изменённость состояния сознания.

Говоря о глубинных процессах, сопровождающих творческий акт, стоит начать с головного мозга. Как известно, он состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за разные функции. Но где конкретно возникают оригинальные идеи – вопрос без ответа. Вероятно, каждое полушарие вносит свой вклад в процесс творчества. Правое и левое полушария хранят множество различных форм информации, и многие творческие работы требуют межполушарной коммуникации. Например, художник использует в своей работе оба полушария: левое для точного управление движением кисти (если художник правша), а правое для формирования представления об объектах картины в пространстве.

Большинство исследователей̆ подчеркивает важность лобных и височных областей мозга в осуществлении процессов творческого мышления. Существует набор зон, который можно рассматривать как систему или часть системы, вовлечённой в обеспечение творческой деятельности.

Также на процесс творчества влияет работа нейромедиаторов, биологически активных химических веществ, посредством которых осуществляется передача электрохимического импульса между нейронами и от нейронов к мышечной ткани или железистым клеткам. Так, например, дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления. Он вызывает чувство удовлетворения, чем влияет на процессы мотивации и обучения, рассказала Александра Майер.

«Меня всегда интересовала наука, но также моя жизнь наполнена творчеством. Поскольку я преподаю в радиотехническом колледже, то часто наблюдаю, что люди не видят общего между техническими вещами и творчеством, хотя для меня они взаимосвязаны. Очень приятно, что эта тема сейчас поднимается, ведь если мы понимаем, как всё устроено изнутри, то это открывает новые возможности для взаимодействий. Так, например, можно объединить музыку и математику», — поделился гость вечера Артём Попцов.

На протяжении всей лекции саунд дизайнер Даниил Гавриков создавал особую атмосферу, с помощью музыки подчёркивая наиболее важные моменты. Благодаря музыкальному сопровождению участники лекции смогли полностью погрузиться в увлекательную историю о мозге и творчестве.

После лекции состоялся музыкальный интерактив. Каждый участник с помощью голосования в телеграмм-канале ИЦАЭ Нижнего Новгорода мог повлиять на то, какие звуки необходимо выбрать Даниилу для создания уникальной композиции, которая стала результатом коллективного творчества.

«Science Sound» — это научно-популярное шоу, объединяющее науку и музыку, в ходе которого учёные читают лекции под музыкальное сопровождение.