О воспитании «вчера» и «сегодня» рассказали курским педагогам
Что такое воспитание с точки зрения педагогики и психологии? Какие существуют современные методы воспитания? На эти и многие другие вопросы куряне узнали ответы на программе «ИЦАЭ OPEN: воспитание», организованной Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Курска 2 февраля.
Участниками «ИЦАЭ OPEN» стали советники директоров по воспитательной работе школ города Курска. Днём состоялся Public Talk «Воспитывать не надо любить! Где поставим точку?», экспертом стал Александр Савченко, доктор биологических наук, доцент кафедры социальной работы КГУ.
В ходе лекции эксперт дал определение понятия «воспитание» – это процесс вхождения ребёнка в контекст современной культуры вместе с педагогом. Это процесс формирования социально-ценностных отношений, а отношение – это связь субъекта с объектом окружающего мира, избирательно-свободно устанавливаемая самим субъектом.
«Воспитание отличается от таких терминов, как формирование, развитие, тремя позициями: во-первых, это целенаправленный процесс, во-вторых, его проводит специалист, имеющий профессиональную подготовку, в-третьих, это организованные условия для обучения», — рассказал Александр.
Задача педагога – упаковать и передать материал так, чтобы это было на уровне освоения, усвоения и присвоения.
В педагогике выделяют четыре уровня взгляда на окружающий мир: философский, теоретический, методический и педагогическая этика.
Воспитание – это организация жизнедеятельности, а жизнедеятельность – это система деятельности, не только обучение. Ребёнка нужно включать в разнообразные виды деятельности, уверен Александр Савченко.
Эксперт цитировал известных философов и докторов педагогических наук. Так, например, Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что деятельность – это цель, средство, результат. А Надежда Щуркова утверждала, что структура педагогической технологии заключается в том, что педагог должен владеть педагогической техникой, а также функциями и приёмами педагогического общения.
Педагог должен воспитывать личность, которая выполняет социальные роли, способную строить жизнь достойного человека.
Как говорил Антон Макаренко: «Ты тогда мастер, когда можешь пятьюдесятью способами сказать: “Иди сюда”».
В завершение своего выступления Александр Савченко рассказал о технике общения педагога «вчера» и «сегодня». Если раньше педагог ориентировался на социальную норму, то сейчас на человека.
«Интерес к жизни, интерес к своему делу и интерес к другому человеку: такими качествами должен обладать педагог», — такими словами завершил лекцию эксперт.
После Public Talk участники проверили свои знания о жизни и творчестве Игоря Васильевича Курчатова, сыграв в интеллектуальную азартную игру «Адреналин».
Объединившись в шесть команд, они ответили на 15 вопросов об исследованиях, научных открытиях, биографии Игоря Васильевича и других советских учёных, занимающихся ядерной энергетикой. При этом в ходе игры было важно не только правильно отвечать на вопросы, но и делать на них ставки, верно оценивая свои силы.
Педагоги узнали, как устроен и как выглядит токамак, насколько радиоактивен снег и какое прозвище было у Курчатова до того, как он отрастил бороду.
Команды с удивлением обнаружили, что на заре своей карьеры будущий известный учёный занимался изучением радиоактивности снега, выяснили, что Курчатов с аспирантами проводил эксперимент о возможности спонтанной ядерной цепной реакции деления на самой глубокой на тот момент станции Московского метрополитена.
«Спасибо команде ИЦАЭ Курска и Александру Савченко за увлекательный Public Talk. Мы поговорили о воспитании понятно, ясно, доступно, а в современных реалиях – это ценнейшая информация. В качестве приятного бонуса – интеллектуальная игра о жизни и трудах Игоря Васильевича Курчатова. Теперь буду знать, что реактор Нововоронежской АЭС получил оригинальное название «Грузинский кувшин», — поделилась впечатлениями Екатерина Снеговая, педагог школы 31.
«Сегодня в ИЦАЭ Курска состоялась очень глубокая и интересная лекция о воспитании. Спикер в интерактивной форме смог донести разницу в воспитании «вчера» и «сегодня», дал конкретные советы о поведении учителя в проблемных ситуациях. Спасибо за современный научный и одновременно понятный и доступный каждому подход. Спасибо организаторам: как всегда, в ИЦАЭ все профессионально и интересно», — поблагодарила Татьяна Томилина, педагог школы 17.
Каждый четверг ИЦАЭ Курска работает в формате открытой площадки для любителей науки всех возрастов. В этот день гостей центра ждут познавательные мастер-классы, интеллектуальные и подвижные игры, встречи с научными экспертами и научно-популярные ток-шоу.