Запахи цвета и вкусы звуков: на «ИЦАЭ OPEN» в Ульяновске поговорили о синестезии
Мир синестетика полон красочных звуков, звучащих цифр и иных неожиданных ощущений. Об удивительном феномене «единства чувств» рассказала музыковед Татьяна Васёва на тематическом вечере «ИЦАЭ OPEN: звуки и цвета», который прошёл 8 декабря в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Ульяновска.
Вечер начался с прослушивания подкаста «Объект A» — цикла историй об изобретениях, людях, открытиях, из которых складывается пазл атомной индустрии.
В продолжении вечера гости посетили выставку «Иллюзии и реальность», где каждый смог ощутить оптические и звуковые иллюзии. Самой популярной оказалась «синематографика» — интерактивная книжка, картинки в которой приводятся в движение с помощью специальной пленки.
Мозг не всегда воспринимает мир таким, каким тот является: его обманывают искажение линий, изменение размера и цвета, достраивание фигур, которых на самом деле не существует. И чем больше ученые узнают о закономерностях восприятия, тем более удивительные иллюзии удаётся создать.
Завершением вечера стала лекция преподавателя музыкально-теоретических дисциплин детской школы искусств Татьяны Васёвой о синестезии или синдроме Шерешевского. Слушатели узнали, кто доказал существование цветного слуха, сколько существует видов синестезии и можно ли её развить.
В ходе рассказа гости центра постарались «увидеть» цвет или картину, которая появляется у них в сознании при прослушивании музыки известных композиторов. Так, композиция Римского-Корсакова напомнила посетителям дождевую тучу, бег, море, горы, переживания. После озвучивания версий Татьяна показала название, и на самом деле это было вступление к опере «Садко» — «Океан — море синее».
«Синестезия – это видение цифр, букв и других графем в цвете. Нет одинакового ощущения, даже если у людей один вид синестезии. Цвета, вкусы – всё различается, даже музыку каждый воспринимает по-своему», — рассказала Татьяна Васёва.
На протяжении нескольких веков учёные и композиторы изучали цветомузыку. Исаак Ньютон считался её прародителем. Луи Кастель продолжил изучение этого феномена и задумал сконструировать «цветовой клавесин». Нажатие на клавишу представило бы взору слушателя яркое цветовое пятно в специальном окошечке над инструментом. Кастель заботился о том, чтобы глухие люди также понимали музыку. Но не каждый человек обладает синестезией, и когда Ференц Лист кричал на своих репетициях: «Здесь нужно играть синее, а здесь розовее!» — не все музыканты его понимали. Доказал существование цветного слуха Александр Скрябин, который и считается создателем цветомузыки.
Несмотря на долгую историю изучения синестезии, нейробиологические основы этой особенности до сих пор остаются предметом споров многих учёных.
«В этот вечер мне посчастливилось посетить Информационный центр по атомной энергии. Перед лекцией была выставка иллюзий — самой запоминающейся стал журнал с вертикальными полосами, где при передвижении вдоль страницы, картинки начинали двигаться. Это было эффектно! Иллюзии были разнообразными, вплоть до того, что нужно найти на картинах лица, которые были изображены в виде деревьев и камней. Что касается самой лекции, Татьяна спикер компетентный и профессиональный. Она рассказала нам о синестезии, врождённой способности человека видеть цвета в музыке, в цифрах и других символах», — поделился впечатлениями от вечера посетитель Даниил Рыбкин.