Телемост «Искусственный интеллект» соединил Екатеринбург, Саратов и Челябинск
Екатеринбург
08 декабря

Телемост «Искусственный интеллект» соединил Екатеринбург, Саратов и Челябинск

Телемост «Искусственный интеллект: когда и где он заменит человека» с участием специалистов в области компьютерных технологий объединил 8 декабря экспертов и зрителей трёх городов присутствия Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ): Екатеринбурга, Саратова и Челябинска.

Согласно статистике за ноябрь 2022 года, 7,2 млрд или 91% людей на планете пользуются смартфонами с функциями и программами, которые обрабатываются с помощью искусственного интеллекта, а 9 из 10 ведущих мировых компаний инвестируют в ИИ.

Как именно ИИ помогает улучшить качество жизни? Способен ли он по-настоящему проявлять творческие способности? Как именно происходит обучение нейросети? Чем ИИ помогает в атомной промышленности? И заменит ли он в конце концов человека?

Об этом и многом другом в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN» 8 декабря говорили эксперты в области компьютерных технологий из Екатеринбурга, Саратова и Челябинска.

Телемост начался со специального подключения из ИЦАЭ Мурманска с борта атомного ледокола «Ленин» руководителя направления искусственного интеллекта АО «Гринатом» Яхьи Ибрагимова.

Он рассказал о том, что такое машинное обучение и как именно проходит процесс обучения ИИ.

«К примеру, у нас есть полуторогодовалый ребёнок и нейросеть. Так вот если вы ребёнку 1000 раз покажете картинку мамы и скажете, что это мама, то на 1001-й раз он произнесёт это слово. То же самое и с нейросетью – если вы будете 1000 раз показывать ей картинку мамы, то в какой-то момент она начнёт понимать, где мама, а где нет. И в том, и в другом случае можно делать довольно странное действие – показывать ребёнку картинку мамы, но говорить, что это папа. В итоге малыш так или иначе начнёт думать действительно, что это папа. Точно так же и с нейросетью – её можно обучать неправильно, если вам зачем-то это нужно».

Также Яхья рассказал, где именно применяется машинное обучение. Среди перечисленных им кейсов были: распознавание лиц, анализ физических явлений, робототехника, перевод голоса в текст и обратно STT-TTS (speech to text-text to speech, рекомендательные системы, улучшение изображений, системы принятия решений, детектирование объектов и предиктивная аналитика.

Отвечая на вопрос зрителя из Челябинска, откуда берутся данные для Госкорпорации Росатом и какие компании их предоставляют для обучения нейросети, Яхья сказал:

«Для Росатома самые главные данные – это его собственные данные. У нас довольно специфические кейсы, которые мы решаем. Если мы можем найти какой-то открытый dataset (набор данных) в Интернете, мы этим пользуемся. А какие-то нетипичные ситуации – например, предсказание выхода из строя огромных плавильных печей, то таких «датасетов» нет, так как они уникальны сами по себе эти печи. Поэтому все эти данные мы получаем сами, мы просим людей, у которых будет размещено наше решение, связанное с машинным обучением, подготовить хотя бы примерные данные. Они это делают, и мы с этими данными работаем. С этим связан отдельный минус, который заключается в том, что, например, мы не можем проводить интересные хакатоны, так как данные Госкорпорации Росатом не подлежат разглашению».

О том, как создать удобство и комфорт для жителей, обеспечить безопасность в городе и оптимизировать бизнес-процессы на производстве, а также о том, как мы сталкиваемся с видеоаналитикой на ежедневной основе, слушатели узнали из выступления продуктового аналитика компании «Интерсвязь» из Челябинска Эдуарда Хафизова.

«Представим ситуацию: близится новый год, вам нужно срочно купить ёлку и сделать это максимально быстро, а магазины скоро закроются. Предположим, что у вас закрытая территория, и на ней стоит умный шлагбаум. Вы садитесь в машину, подъезжаете к шлагбауму, нейросеть распознает ваш номер автомобиля и автоматически открывает пользователю этот шлагбаум. То есть вам не нужно доставать никакие документы, звонить куда-то, это всё происходит в обычном режиме. Вы едете в торговый центр, и думаете, что там может быть проблема с парковкой. Заходите в приложение «Интерсвязь», смотрите на камеру видеонаблюдения, которая показывает свободные парковочные места. Их наличие анализирует как раз-таки нейросеть и предлагает вам припарковаться в конкретном месте. Кстати, таких умных парковок в Челябинске уже 145. Затем вы видите подозрительных людей вокруг парковки, вы начинаете волноваться, что с вашим автомобилем что-то может случиться. В таком случае включаете мониторинг автомобиля и при подозрительных действиях вам приходит уведомление о том, что с вашим автомобилем что-то случилось, например, эвакуировали. Далее вы купили ёлку в магазине и тащите её огромную к подъезду, но понимаете, что вы либо забыли ключи, либо их долго искать. Тут приходит на помощь распознавания лиц. Вы подходите к домофону, и он автоматически вам открывает. Эта практика уже тоже внедрена в некоторых дворах Челябинска», — обрисовал удобство использования нейросетей в быту аналитик.

О взаимосвязи ИИ и искусства, о «физиологии» генерации картин и музыки, а также о вопросах этики и авторства рассказала зав. кафедрой «Медиакоммуникации» Саратовского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент, преподаватель в сфере цифрового дизайна Марина Шарапова.

«Новые цифровые технологии, в частности искусственный интеллект, кардинально меняют характер не только традиционных технических профессий, но и проникают в художественную среду, влияют на творческий процесс, и даже возник такой феномен как «цифровое искусство»», – начала свое выступление эксперт.

Марина рассказала, что применение технологии дополненной реальности в искусстве позволяет реконструировать частично утраченные объекты культурного и исторического наследия. Её механика может быть самой разнообразной: может быть привязка к маркеру, плоскости, к кисти, геолокации, или когда объект дополненной реальности появляется вблизи. Также при использовании различных гаджетов можно узнать больше информации об объекте искусства, или увидеть утраченные картины, просто наведя планшет с программой на пустую рамку картины в музее.  Ещё один вид дополненной реальности используется в уличном граффити «Лицо времени», созданном саратовским художником Владимиром Куцем. В этой работе была использована технология дополненной реальности, чтобы «оживить» изображение.

 На вопрос зрительницы из Екатеринбурга, не мешает ли ИИ классическому искусству, эксперт ответила:

«Не следует смешивать классическое искусство и искусство, связанное с технологиями. Классическое искусство, несмотря на всё развитие технологий, ИИ и дополненной реальности, будет существовать, и оно изначально является источником для ИИ».

Последним достижениям в области искусственного интеллекта решил посвятить своё выступление екатеринбургский спикер Семён Стихин, Data Scientist из банка «Точка». Он рассказал, что в конце ноября американская компания OpenAI выпустила ChatGPT — одну из самых больших нейросетей в мире.

«Эта нейросеть способна на многие вещи, которые кажутся невероятными с первого взгляда: написать сонату в стиле Моцарта, сочинение на тему, заданную преподавателем в университете, или даже создать простенькую видеоигру. Однако, ещё очень рано говорить о реальном искусственном интеллекте — это всё ещё просто большой калькулятор, который обрабатывает большое количество данных, а затем возвращает человеку ответ на его запрос», — рассказал Семён.

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Еженедельно в 18 регионах страны Информационные центры становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов. Все мероприятия сети ИЦАЭ бесплатные.