В Кирове прошёл фестиваль педагогических практик «АТОМ+»
Киров
06 декабря

В Кирове прошёл фестиваль педагогических практик «АТОМ+»

Фестиваль педагогических практик «АТОМ+» проводит в декабре 2022 года сеть Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) в пяти городах своего присутствия. Киров стал одной из таких площадок.

5 декабря на площадке ИЦАЭ кировские учителя смогли познакомиться с актуальными трендами и методиками, повышающими мотивацию школьников к научно-исследовательской деятельности, принять участие в воркшопах и освоить практические инструменты, которые позволят дополнить их занятия научным контентом. Фестиваль прошёл под эгидой проекта Homo Science Госкорпорации «Росатом».

Открылся фестиваль лекцией «Какие краски нужны для научной картины мира». Зачем нужна популяризация науки? Как разглядеть в школьнике будущего учёного? Вместе со зрителями спикеры – сотрудники Института педагогики Санкт-Петербургского университета доктор педагогических наук Леонид Илюшин и кандидат психологических наук Анастасия Азбель – размышляли о том, без чего невозможна современная научная картина мира.

Мышление и сознание, мозг и нервная система, интеллект, логика, физика, генетика, клеточная теория – вот лишь несколько тем, которые были затронуты во время выступления. Леонид Илюшин привёл цитату Ричарда Фейнмана: «Если вы учёный, квантовый физик, и не можете объяснить пятилетнему ребёнку, чем вы занимаетесь, – вы шарлатан». Отвечая на вопрос, какой он, будущий ученый, эксперты выделили следующие признаки: умеет сам поставить себе задачу и решить её, фокусироваться, задавать оригинальные вопросы и т.д.

Продолжился фестиваль представлением просветительской программы Homo Science. О её возможностях и проектах рассказала менеджер по развитию ИЦАЭ Кирова Диана Ворончихина. Homo Science – это научно-просветительская платформа для школьников, студентов и взрослых, в том числе молодых учёных и начинающих популяризаторов науки. На платформе можно принять участие в образовательных курсах. В программу Homo Science входят проекты «Атомный урок» и «Ледокол знаний», которые оказались особенно интересны педагогам.

Во второй части программы учителя могли посетить восемь различных мастерских, в каждой из которых спикеры представляли свои практики популяризации науки.

В ходе мастерской Анастасии Азбель «Как блогеры помогают в создании научной картины мира» слушатели узнали, как определить качественный контент и интегрировать его в школьные занятия на примере конкретных видеоблогов. Чтобы определить качество материала, нужно обращать внимание на язык, оригинальность подачи и достоверность фактов. Именно они, по мнению спикера, являются критериями для того, чтобы отличить «хороший» контент от «плохого».  В качестве примеров «полезных» блогеров Анастасия Азбель представила ютуб-каналы «Армен и Фёдор», «Топлес» и «It’s Mamix».

Антрополог Елена Сударикова поделилась опытом разработки и применения путеводителей. А Леонид Кавардаков и Илья Шумов, сотрудники Вятского палеонтологического музея, рассказали о формате «палеопикник» – совместного проекта с ИЦАЭ Кирова, который прошёл летом этого года и включал в себя образовательный туризм: бёрдвотчинг, экскурсию по местонахождению парейазавров, участие в раскопках и т.д.

Сергей Колесников, руководитель ИЦАЭ Нижнего Новгорода, поделился с учителями форматами сети ИЦАЭ для школы. Так, гостей заинтересовало ток-шоу «Научный холодильник», на котором о еде говорят с научной точки зрения, и игра «Атомные дилеммы», предполагающая дебаты команд об использовании атомных технологий. Многие учителя прямо во время мероприятия запланировали посещение центра в ближайшее время.

На площадке «Урок – место для дискуссий» спикер Ольга Вишницкая, преподаватель Центра дополнительного образования одаренных школьников, поделилась опытом проведения биологического турнира и организации научного боя. В ходе мастер-класса его участники познакомились с несколькими задачами для боя и предложили свои варианты решений. Так, они предположили по морфометрическим признакам и экологическим потребностям Чебурашки, где могла бы быть родина героя, и каково его систематическое положение в иерархической системе животного мира.

Особой популярностью пользовалась площадка «Визуальные техники в работе учителя». Радмир Яруллин, скрайбер, бизнес-иллюстратор, эксперт по техникам визуализации, начал с тезиса, что «любая хорошо подготовленная презентация проигрывает изображению в реальном времени». Под визуализацией процесса понимается не красивое, а понятное изображение. Радмир отметил, что существует пять базовых элементов, которыми можно изобразить любой объект в мире: квадрат, круг, треугольник, линия и точка. «Через визуальные метафоры можно много чего объяснить, потому что слова органичны, а символы вовлекают и создают мысленную карту», – сделал вывод эксперт по итогу мастер-класса.

На площадке «Тетрадь кейсовых практик» Леонид Илюшин, доктор педагогических наук, рассказал слушателям, что такое кейс, и как использовать этот инструмент в популяризации исследовательской деятельности среди школьников. Участники оказались увлечены этой темой, задавали много вопросов и сами попробовали придумать кейс, который, возможно, войдет в следующий выпуск «тетради кейсовых практик».

В блоке «Атом+. Практикум» учителя приняли участие в открытых дискуссиях. Модераторы подняли вопросы о том, какие исследования учеников были бы полезны для школы как организации, за какое открытие в педагогике можно было бы вручить Нобелевскую премию, если бы она существовала, и как организовать предметные недели так, чтобы они способствовали популяризации науки.

Завершающим событием фестиваля стала премьера научно-популярного ток-шоу «Суд над супергероем». Перед необычным научным судом и зрителями предстала … Баба-Яга. Виновна ли она в нарушении законов природы и общества? Аргументы прокурора (Марина Морозова, физиолог) были очень серьезными. Она отметила нарушение ряда биологических законов, например, онтогенеза (у Бабы Яги длинная старость, что нехарактерно для Homo Sapiens). А также перечислила деяния героини, которые могли бы квалифицироваться как уголовные преступления. Адвокат же (Елена Сударикова, антрополог) парировала, что онтогенез Бабы Яги мог быть совершенно другим по причине того, что она вовсе не относится к виду Homo sapiens. Эксперт предположила, что Баба-Яга – «неоткрытый на сегодня вид Homo Baba-Yaqius», поэтому на неё не распространяются законы, применимые к нашему виду.

Свидетель обвинения (Константин Колесников, физик) умело оперировал формулами, расчетами и числами, чтобы доказать невозможность полётов нашей героини в ступе. Он пояснил, что если взять среднюю удельную теплоту сгорания основных видов топлива 10000000 дж/кг, разделить на 20% КПД, то получится, что каждую секунду Бабе-Яге было необходимо использовать 6 граммов бензина. «Где она могла его взять? Может быть, использовать атомный реактор в кармане? Но для него нужны бетонные конструкции». Отметил он и другие способности героини, невозможные с точки зрения физики. «А клубок ниток? Любое тело может катиться только вниз по наклонной местности, и вверх его запустить невозможно. А для «блюдечка» и вовсе потребуется целая система навигации со спутником. Законы физики невозможно отменить и нельзя нарушить!» – подчеркнул эксперт, сделав на основании изложенного вывод, что Бабы-Яги не существовало вовсе.

Совсем с другой стороны посмотрела на проблему свидетель защиты. Этнограф Людмила Крылова опровергла предположение стороны обвинения, доказав, что подобный персонаж был в культуре большинства народов. «Ну не могла же в самом деле тысячам людям разом привидеться старушка!», — отметила спикер. Также свидетельница заметила, что Баба-Яга нередко помогала тем, кто к ней обращался, если намерения у человека были добрые.

Обе стороны были весьма убедительны в своих аргументах, однако суду присяжных, в состав которого вошли зрители ток-шоу, во главе с судьей – Александром Рыловым, пришлось сделать выбор. Единогласно был вынесен вердикт: Баба-Яга невиновна, и, бесспорно, она самый настоящий супергерой!

Фестиваль вдохновил участников на новые педагогические открытия. Тамара Целищева, учитель русского языка и литературы Лицея №28, отметила, что «уже придумала новые форматы заданий на уроке благодаря мастер-классу о визуальных техника от Радмира Яруллина». Дарья Лопатина, методист школы «Вверх», познакомившись с форматами ток-шоу сети ИЦАЭ, придумала идею подкаста с педагогами, которые будут разбирать заголовки статей в сфере образования в стиле «Прожекторперисхилтон». «Спасибо организаторам за вдохновляющий фестиваль педагогических практик!», – уходя, говорили зрители.