«Язык Эйнштейна» в Челябинске: атомоход «Урал», роботакси и батарея из водорослей
Челябинск
02 декабря

«Язык Эйнштейна» в Челябинске: атомоход «Урал», роботакси и батарея из водорослей

Устный научно-популярный журнал «Язык Эйнштейна» прошёл 1 декабря в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Челябинска в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN». Информационным партнёром мероприятия выступил медиахолдинг Гранада Пресс.

Устный журнал «Язык Эйнштейна» – проект сети ИЦАЭ для тех, кто хочет быть в курсе последних научных новостей и событий в мире. Это живые новости от учёных и экспертов в формате научного ток-шоу в стиле «Прожекторперисхилтон».

Передачу атомохода «Урал» в ведение «Атомфлота», массовое появление роботакси, батарею, работающую на основе водорослей – это и многое другое обсудили эксперты ток-шоу:

— Сергей Филичкин – журналист, директор Издательского дома «Губерния»;

— Фёдор Ярошенко – кандидат химических наук, доцент кафедры химии твёрдого тела и нанопроцессов Челябинского государственного университета;

— Игорь Панасюк – инженер-изобретатель, директор Группы компаний ПСО, получившей статус резидента Фонда «Сколково», обладатель премии «ТОП50. Знаменитые люди Челябинской области» в номинации «Сделано на Урале».

Модератором устного журнала традиционно выступил Рифат Абдрашитов, победитель Лиги чемпионов игры «Мозгобойня», член Союза журналистов России.

Впервые за долгое время эксперты вышли из комнаты и, как прежде, в «доковидные» времена, обсуждали новости науки прямо в зрительном зале.

О том, действительно ли человечество стало ближе к Луне, о первой миссии американской программы по возвращению астронавтов на Луну говорил Игорь Панасюк:

«Вам не кажется, что в прошлом веке уже что-то такое было? То же самое, на похожем агрегате, в другой цвет покрашенном, долго-долго тренировались, потратили 80 миллиардов вечнозелёных денег и еле-еле запустили то же, что и 50 лет назад. Видимо, технологии забыли, еле вспомнили и полетели, сказали, людей не отпустим – боимся. Сразу возникает вопрос: а вы в прошлый раз-то там как были? При этом сам механизм выглядит очень забавно – это ракетоноситель с двумя ускорителями, который при выходе на разные орбиты теряет разные детали, оставив в итоге только маленький обрубок с небольшим носителем топлива, который после Луны отваливается тоже. Пролетели они в 100 км от Луны и, вы удивитесь, не смогли увидеть место, в котором приземлялись в прошлый раз. Вот 80 миллиардов потратить – это хороший результат, то, что удалось повторить то, что делали полвека назад, – это тоже круто. То, что без людей – ну, может быть, в следующий раз с людьми полетят. А какой смысл? Что там можно увидеть? На мой взгляд, отправлять людей на Луну сейчас – это бессмысленно, там без них отлично управляются роботы».  

С бессмысленностью исследования космического пространства не согласился Сергей Филичкин. Признав себя мечтателем, желающим, чтобы литий добывали где-то в космических просторах, а не на Земле, он сказал, что будет приветствовать любой шаг в сторону освоения космоса, потому что видит за этим будущее.

О натриевых батареях, работающих на основе водорослей, рассказал Фёдор Ярошенко:

«Почему натриевые батареи? Мы же к литиевым привыкли. Если смотреть по соотношению эффективности массы к заряду, то литиевые батареи более эффективные, но, так как лития у нас мало, учёные стараются найти альтернативы. И вот такой альтернативой стал натрий. Его достаточно много, его можно извлекать из морской воды и его достаточно, для того чтобы обеспечить нашу потребность в энергии. Натриевые батареи сейчас считаются перспективнее литиевых. Также существует такое понятие, как ионный радиус, и радиус натрия больше, а соответственно, натрий передвигается медленнее, чем литий. В связи с этим необходимо подобрать некий разделитель, который позволит натрию передвигаться достаточно быстро от одного электродов другому. Так вот, учёные из Бристольского университета решили использовать в качестве такого разделителя или сепаратора нанокристаллы целлюлозы, которые извлекли именно из водорослей».

Фёдор также добавил, что натриевые батареи, в отличие от литиевых, проще в утилизации.

Новость про передачу ледокола «Урал» ФГУП «Атомфлоту» прокомментировал Сергей Филичкин:

«Мы всегда называли Россию великой морской державой, хотя, по большому счёту, это было не всегда так. Большая часть нашего побережья заблокирована крепкими льдами, и то, что мы эти льды сейчас будем взламывать, осваивая это пространство, действительно позволит называть нашу страну морской державой. А ледокол, в общем-то, штука простая и очень утилитарная. У него очень прочный металлический корпус, очень мощный двигатель с большим запасом мощности. Ледоколы, как и атомные подводные лодки, дают большую автономность, они позволяют ходить на 1000 км, работают очень стабильно, не нуждаются в частых дозаправках. Россия идёт в Арктику, и этим мы очень выгодно отличаемся от перенаселённых Европы и Японии. У нас такие просторы, такие территории – и это тоже наш космос. Представьте, полярная ночь, -30 ° или -40 °. Разве не космос? И, когда ты понимаешь, в каких условиях там работают наши люди, то легко ответишь на вопрос, почему лучшие космонавты на свете – русские. Потому что мы в этих скафандрах ходим по земле постоянно».

В завершение вечера модератор научно-популярного ток-шоу Рифат Абдрашитов также не забыл упомянуть о важной дате: 1 декабря отмечается день рождения Госкорпорации Росатом.

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Еженедельно в 20 регионах страны Информационные центры становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов. Все мероприятия сети ИЦАЭ бесплатные.