Научный нон-стоп прошёл для участников Школы молодого энергетика в «Смене»
Курск
01 ноября

Научный нон-стоп прошёл для участников Школы молодого энергетика в «Смене»

Научный нон-стоп для участников «Школы молодого энергетика» во Всероссийском детском центре «Смена» провёл Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Курска 31 октября.

Участниками школы стали учащиеся образовательных организаций среднего общего образования в возрасте 13-17 лет, интересующиеся энергетикой, энергоэффективностью и современными технологиями в этих областях.

В первом блоке активностей 10 команд сразились в интеллектуальной командной игре «Адреналин». Ребята поставили ставки на знания, ответив на 16 вопросов о науке, искусстве, мультфильмах и атомной отрасли.

На старте у каждой команды было по 100 баллов. В ходе игры нужно было не только отвечать на вопросы, но и делать на них ставки, верно оценивая свои силы. В случае правильного ответа количество баллов, равное сумме ставки, прибавлялось к счёту, в случае неправильного – вычиталось. Ответ необходимо было дать за 30 секунд.

Один раз за игру можно было пойти ва-банк, поставив на кон все заработанные баллы. За правильный ответ команда получала на свой счёт утроенную ставку, но если ответ оказывался неправильным, теряла всё.

Самым простым для команд оказался вопрос про атомные технологии. Все команды дали ответ, что остановить ядерный реактор можно за две секунды. Ребята также с лёгкостью дали ответ, что обогащённый уран – это уран с повышенным содержанием изотопа U-235.

А вот вопрос, сколько молочных зубов вырастает у человека, вызвал сложности, как и вопрос про космонавта Сали Райт.

На супервопрос три команды ответили верно, удвоив свои ставки, в результате чего победителем стала команда «Кондей» с результатом 360 баллов.

Во втором блоке для участников «Смены» команда ИЦАЭ провела экоурок на тему «Осознанное потребление». В ходе урока ребята выяснили, что экология – это наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой.

В современном мире существует понятие «экологичность» как всеобщий тренд – это бережное отношение к природе, стремление сохранить её в первозданном виде и исключить нанесение ей вреда в процессе человеческой деятельности.

«Нашу жизнь заполняет пластик. Нас окружают пластмассовые продукты и вещи, строительные материалы, пластиковые потолки, ламинат и даже предметы повседневного обихода, канцтовары, мебель полностью из фанеры. Есть несколько маркировок, которые ставят на пластик. Это значок «Петля Мёбиуса» — треугольник со стрелками и цифровым обозначением. Например, значок с цифрой 1 и со словом «PET» говорит нам, что при повторном применении могут выделяться фталаты. И получается, что большое количество пластика не подлежит переработке», — рассказала Алина Сутула, менеджер ИЦАЭ Курска.

Алина дала несколько простых советов, которые позволят каждому внести свой вклад в заботу о природе: выбирать продукты местного производства, сокращая таким образом количество углеродных выбросов, использовать экологичные моющие средства, покупать качественные вещи, что приведет к снижению выбросов при производстве больших партий низкокачественных товаров.

Также, по мнению Алины, важным является отказ от так называемой «быстрой моды». Чтобы снизить негативный эффект от работы текстильной и кожевенной промышленности, можно выбирать одежду из вторичного сырья, самим отдавать вещи в переработку или же покупать предметы гардероба в секонд-хендах.

В завершение участники школы обсудили, как жизнь человека влияет на планету Земля и меняет её, поговорили об источниках электроэнергии, о плюсах и минусах работы разных электростанций, а также создали проект энергосистемы на новой неизведанной планете.

«Научный нон-стоп» продолжился занятием «Источники энергии» из цикла «Атомный практикум». В начале практикума ребята узнали, что, парниковые газы производит практически любая деятельность человека, наибольший процент выработки приходится на производство и потребление электроэнергии, на сельское хозяйство, промышленность и транспорт.

Ежедневно каждый человек вносит свой вклад в увеличение содержания углекислого газа, оставляя свой углеродный след. А чтобы его снизить, необходимо применять относительно «чистую» энергию: энергию атома, ветра, воды и солнца.

В ходе занятия участники подробно узнали о строении и принципе работы всех электростанций.

«Атомная энергетика использует энергию, выделяемую при расщеплении нейтронами ядер урана. Когда нейтрон попадает в ядро урана, оно распадается на два осколка деления, при этом высвобождается большое количество энергии и два-три нейтрона. Эти нейтроны, в свою очередь, попадают в другие ядра урана, и процесс деления повторяется. Такую реакцию можно назвать лавинообразной. Именно эта высвободившаяся энергия и нагревает воду, которая, превратившись в пар, вращает турбину генератора», — рассказала Алина Сутула, ведущая практикума, менеджер ИЦАЭ Курска.

Изучив плюсы и минусы работы электростанций, команды сыграли в кейс-игру «Колонизация планет». Цель – построить энергосеть заданной мощности (расставив фишки с видами электростанций на выбранных точках), не выходя при этом за имеющийся бюджет, и обосновать свой выбор.

Участниками «Научного нон-стопа» стали 60 человек. Команда ИЦАЭ регулярно проводит просветительские занятия, мастер-классы и воркшопы, посвящённые атомным и радиационным технологиям, в федеральных детских оздоровительных центрах.