Научные юбилеи и мышь белая: во Владимире стартовала «Энергия науки»
Чем мыши и котики помогли развитию медицины? Кто из Нобелевских лауреатов и учёных, сделавших открытия мирового значения, отмечает свой юбилей в 2022 году? Как изменились за несколько столетий методы лечения, древние храмы и русский алфавит? Об этом и многом другом узнали владимирцы 7 октября на открытых лекциях и ток-шоу, организованных Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира в рамках проекта «Энергия науки».
О научных юбилеях 2022 года рассказал студентам-филологам и будущим журналистам Владимирского государственного университета известный популяризатор науки, сотрудник Проектного офиса десятилетия наук и технологий Алексей Паевский.
«Когда современные урбанисты занимаются культурным кодом города, они не могут обойтись без Лотмана. А без его биографии Александра Сергеевича Пушкина, «Бесед о русской культуре» и комментария к «Евгению Онегину» вряд ли можно полностью понять пушкинскую эпоху», — именно с рассказа о выдающемся отечественном культурологе, авторе множества статей и книг о русской культуре, разработавшем семиотику, начал лекцию спикер. Столетний юбилей со дня рождения в 2022 году также отмечают у Юрия Кнозорова, расшифровавшего письменность индейцев майя, у физика, участника советского атомного проекта Николая Басова, открывшего лазер, и у конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева.
150-летие в 2022 году отмечается у ботаника Михаила Цвета, создавшего хроматографию, и у исследователя Владимира Арсеньева, изучавшего Дальний Восток, а со дня рождения «мадам Пенициллин» Зинаиды Ермольевой прошло 125 лет. Отечественный аналог этого антибиотика она создавала с нуля в осаждённом Сталинграде во время Великой Отечественной войны, и её работа помогла спасти десятки тысяч жизней раненых.
130 лет назад родился Николай Лобачевский, впервые со времён Евклида предложивший новый подход к геометрии, в прямом смысле «перевернувший пространство», и был открыт музей-заповедник «Херсонес Таврический». «Знаменитая Базилика 1935 года – один из самых известных памятников Херсонеса – оказалась не базиликой, а синагогой: на штукатурке обнаружили иудейские имена и изображение семисвечника – меноры», — рассказал Алексей Паевский.
Неприхотливая, быстро размножается и недолго живёт – всё это о лабораторной мыши. В лекции Алексея Водовозова «Мышь белая: животные в медицине» маленьким грызунам отведено особое место. Благодаря исследованиям, проводимым на мышах, было совершенно множество открытий, за которые учёные в разные годы получили 26 Нобелевских премий.
Поскольку мыши дёшевы в содержании, дают многочисленное потомство и живут всего пару лет, они стали идеальной моделью для исследований.
«Белые мыши, кстати, искусственно выведенные, и их используют для исследования различных заболеваний. Существуют мыши без шерсти. Они без иммунитета, что помогает разобраться в заболеваниях в этой области. На мышах даже выращивают человеческие уши для трансплантации. На мышах проводят много исследований, но не все они вредят животному. Учёные научились продлевать жизнь мышей на 150%, лечить их от рака и других смертельных болезней. А на людей эти исследования можно перенести только на 7-15 %, так как мы очень разные», — рассказал Алексей Водовозов
Грызунов в медицине используют не только для опытов. Например, гамбийская хомяковая крыса может диагностировать туберкулёз. Крыс обучают вынюхивать образцы мокроты пациентов, и с помощью обоняния они распознают заражённый образец. «Такая диагностика очень распространена в Африке. Там не хватает скрининговых препаратов, поэтому обучают крыс. Они нюхают анализы, и если крыса чувствует запах, свойственный туберкулёзу, она скребет лапкой. Такая обученная крыса делает работу целой лаборатории всего за 10 минут. Точность таких исследований достигает 98%», — поделился Алексей Валерьевич.
Крысы не единственные животные-диагносты: также с выявлением заболеваний помогают собаки. Собак обучили выявлять рак желудка, внутрибольничные инфекции и даже ковид с вероятностью от 76 до 100%. Хотя животные, за которыми наше будущее, совсем не собаки, а свиньи. Именно это животное сейчас считается первым среди нетипичных лабораторных. С 1964 года проходят исследования по ксенотрансплантации различных органов свиньи человеку. В 2017 году вывели генно-модифицированных поросят, чьи заболевания не опасны человеку.
«Сейчас уже была удачная попытка пересадки почки свиньи человеку. К бедренным сосудам и артериям человека подключили почку свиньи, которая начала выполнять свои функции и проработала так 54 часа. Была уже и пересадка сердца человеку от свиньи. Пациент прожил 40 дней. Он, к сожалению, умер, но по другим причинам», — пояснил медик.
В медицине также используют мечехвостов, коров, лошадей и даже страусиные яйца. В большинстве случаев животные помогают исследовать болезни и разрабатывать вакцины от них.
На вечернем научно-популярном ток-шоу «Разберём на атомы»: было / стало» эксперты провели небольшой исторический экскурс. Алексей Водовозов посвятил своё выступление вкусовым рецепторам, кофе и необходимому количеству воды для организма. Оказалось, что вкусовая карта рецепторов на языке – это результат неправильного перевода с немецкого, а любовь или нелюбовь к кофе обусловлена генами. «Мы будем любить кофе, если мы примерно одинаково воспринимаем хинин, кофеин и 6-н-пропилтиоурацил. А люди, воспринимающие одинаково вкусы только двух из этих веществ, будут предпочитать чай», — пояснил Алексей Водовозов.
Слушатели узнали, что язва желудка долгое время считалась хирургической проблемой, пока Барри Маршал и Робин Уоррен не доказали её бактериальное происхождение. Чтобы это сделать, Маршал выпил культуру хеликобактер, и через некоторое время ему диагностировали гастрит. Кроме того, 30 лет назад медики полагали, что внутреннюю микрофлору составляют только бифидобактерии и лактобактерии, а современная медицина насчитывает гигантское количество бактерий – их клеток внутри организма на порядок больше, чем человеческих клеток, и они выполняют ряд важнейших функций, не все из которых изучены. Кстати, аппендикс – важнейший орган, а не рудимент, так как отвечает за иммунитет, и благодаря ему происходит перезаселение микрофлоры кишечника, в случае если она нарушится.
Алексей Паевский рассказал о своём волонтёрском проекте «Российские древности».
«Я заболел этой темой около 30 лет назад, когда приехал во Владимир на отбор телевизионного «Брейн-ринга», увидел Дмитриевский собор – и пропал! Источниками могут быть и картины, и первые фотографии, например Прокудина-Горского, и старинные зарисовки. На портале мы рассказываем и об исчезнувших памятниках архитектуры. Раз в год мы выезжаем в экспедиции, в которых фотографируем сохранившиеся храмы и другие архитектурные памятники, а затем пишем статьи», — объяснил спикер.
Татьяна Ковалёва, кандидат филологических наук, координатор Тотального диктанта во Владимире, преподаватель гимназии №3, показала, как менялся русский алфавит.
«Кирилл и Мефодий создали наддиалектный нормативный литературный вариант языка, понятный большинству славян», — рассказала Татьяна. Им удалось создать алфавит, который хорошо отражал на письме славянскую речь. В нём было 43 буквы, среди которых часть греческих, часть взята из древнееврейского алфавита, а часть – кириллические, придуманные специально для обозначения звуков славянского языка.
«В XII веке наступает эпоха орфографического безумия – начинают утрачиваться сверхкраткие звуки Ь и Ъ. К XIV веку начинается третья лабиализация, которая приведёт к возникновению звука Ё в русском языке, и в этот же период начинают отвердевать шипящие. К XVI веку у всех, кто учится писать, начинается кошмар – звуки, обозначаемые буквами «е» и «ять», начинают совпадать, а орфография не изменилась», — рассказала филолог. Первую масштабную реформу алфавита провёл Пётр I, убрав устаревшие буквы, а завершился этот процесс только в 1918 году.
«Энергия науки» — проект сети Информационных центров по атомной энергии, в рамках которого известные популяризаторы, учёные и научные журналисты рассказывают жителям регионов о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах.